Добро пожаловать 

 на страницу 

школы кендо и иайдо

 Кюмейкан

--

Екатеринбург


Тренировочные занятия проводятся в спортивных комплексах "Луч" и " Уралец".

Ис­то­рия и тех­но­ло­гия из­го­тов­ле­ния япон­ских клин­ков.

 

    Го­во­ря о ме­чах са­му­ра­ев, нуж­но учи­ты­вать осо­бен­но­сти ору­жей­но­го де­ла в Япо­нии. Ка­ж­дый меч зна­то­ки мо­гут по не­ко­то­рым при­зна­ка от­не­сти к эпо­хе Ко­то (до кон­ца 16 ве­ка), к Син­то (до 17 ве­ка), к Син­син­то (1781-1876 го­да) и, на­ко­нец, к Гэн­дай­то - со­вре­мен­ным ме­чам. Сло­жи­лось убе­ж­де­ние, что ста­рые ме­чи (Ко­то) бы­ли на­мно­го луч­ше, чем но­вые (Син­то), и что сек­ре­ты ве­ли­ких мас­те­ров про­шло­го за­бы­ты.

   Для оп­ре­де­ле­ния эпо­хи из­го­тов­ле­ния кон­крет­но­го ме­ча не­ма­ло­важ­ное зна­че­ние име­ет т. н. "дзи­те­цу" - цвет и тек­сту­ра ста­ли. У ме­чей Ко­то цвет ме­тал­ла тем­но-се­рый, а у Син­то и Син­син­то - свет­лый и яр­кий. У луч­ших клин­ков Ко­то пе­рио­да Ка­ма­ку­ра по­ли­ро­ван­ная по­верх­ность по­хо­жа на тем­ный бар­хат.

   Ес­ли ос­та­вить в сто­ро­не эс­те­ти­че­ские дос­то­ин­ст­ва ме­чей раз­ных эпох, то спор о том, клин­ки ка­ко­го вре­ме­ни бы­ли луч­ше, мож­но по­пы­тать­ся раз­ре­шить пу­тем срав­ни­тель­но­го ана­ли­за ис­пы­та­ний. Та­кие ис­пы­та­ния бы­ли не­дав­но про­ве­де­ны, и ока­за­лось, что при руб­ке свя­зок же­ст­ко­го бам­бу­ка лез­вия ме­чей Ко­то сми­на­лись, Син­то кро­ши­лись, а Син­син­то и Гэн­дай­то не по­вре­ж­да­лись. О при­чи­нах та­ко­го раз­ли­чия япон­ские спе­циа­ли­сты го­во­рят, что в эти пе­рио­ды при вы­плав­ке ме­тал­ла ис­поль­зо­ва­лось раз­ное сы­рье.

   Ме­чи в древ­но­сти про­из­во­ди­лись в ос­нов­ном мас­те­ра­ми пя­ти про­вин­ций, в ка­ж­дой из ко­то­рых ис­поль­зо­вал­ся свой на­бор тех­но­ло­ги­че­ских прие­мов. На­при­мер, толь­ко по од­но­му со­от­но­ше­нию в ме­тал­ле клин­ка же­ле­за и ста­ли зна­ток сра­зу оп­ре­де­лит, где он был про­из­ве­ден - в про­вин­ции Бид­зен или Са­га­ми. Впро­чем, с те­че­ни­ем вре­ме­ни про­ис­хо­дил ес­те­ст­вен­ный про­цесс влия­ния од­ной тра­ди­ции на дру­гую.

   В ко­неч­ном сче­те, все­япон­ским цен­тром про­из­вод­ст­ва ору­жия ста­ла про­вин­ция Бид­зен и осо­бен­но ее сто­ли­ца Оса­фу­нэ. Ко­гда во вре­мя оче­ред­ной меж­до­усоб­ной вой­ны в кон­це 16 ве­ка го­род Оса­фу­нэ был со­жжен, то вме­сте с ним по­гиб­ли и не­сколь­ко ты­сяч ору­жей­ни­ков, ка­ж­дый из ко­то­рых мог про­из­во­дить по 2 - 3 ме­ча в ме­сяц.

   К кон­цу 18 ве­ка на­ча­лось воз­ро­ж­де­ние ин­те­ре­са к клин­кам Ко­то пе­рио­да Ка­ма­ку­ра и к тех­ни­ке "пя­ти тра­ди­ций". Счи­та­ют, что со­хра­ни­лось от од­но­го до трех мил­лио­нов класс­ных ме­чей всех вре­мен и мно­же­ст­во офи­цер­ских ме­чей за­во­дско­го про­из­вод­ст­ва. Се­го­дня вла­де­лец са­му­рай­ско­го ме­ча мо­жет по­лу­чить сво­его ро­да пас­порт, в ко­то­ром бу­дут ука­за­ны вре­мя из­го­тов­ле­ния ме­ча, стиль и на­зва­ние шко­лы, к ко­то­рой при­над­ле­жал из­го­то­вив­ший его мас­тер. Не­ред­ко ука­зы­ва­ет­ся и имя мас­те­ра.

   Пас­порт вы­да­ет япон­ское об­ще­ст­во со­хра­не­ния ис­кус­ст­ва ме­чей (Nihon Bijutsu Token Hozon Kyokai). Это об­ще­ст­во вы­де­ля­ет че­ты­ре клас­са ме­чей: осо­бо цен­ные, цен­ные, осо­бо со­хра­няе­мые и, на­ко­нец, про­сто со­хра­няе­мые ме­чи. Япон­ское го­су­дар­ст­во вы­де­ля­ет два раз­ря­да - на­цио­наль­ное со­кро­ви­ще и важ­ное дос­тоя­ние куль­ту­ры. Осо­бо цен­ных ме­чей сей­час на уче­те 117 штук, еще око­ло трех ты­сяч - цен­ных. Го­во­рят, что ни один меч, на­хо­дя­щий­ся вне пре­де­лов Япо­нии, ка­ким бы он ни был хо­ро­шим, офи­ци­аль­но не при­знан на­цио­наль­ным со­кро­ви­щем или осо­бо цен­ным ме­чем.

   Глав­ное свое­об­ра­зие са­му­рай­ских ме­чей, не счи­тая от­дел­ки ру­ко­яти и но­жен, за­клю­ча­ет­ся в ме­тал­ле их клин­ков и в спо­со­бах его по­лу­че­ния. С древ­ней­ших вре­мен япон­ские куз­не­цы ис­поль­зо­ва­ли при про­из­вод­ст­ве ме­тал­ла для ме­чей ме­ст­ные же­ле­зи­стые пес­ки "са­те­цу". По­сле обо­га­ще­ния про­мыв­кой в во­де, от­де­ляю­щей пус­тую по­ро­ду, сы­рье обыч­ным по­ряд­ком пе­ре­жи­га­лось в сы­ро­дут­ной пе­чи, об­ра­зуя же­лез­ную кри­цу. За­тем кри­цу раз­ру­ба­ли на от­дель­ные мел­кие кус­ки и сно­ва пе­ре­жи­га­ли в пе­чи. Же­лез­ные кус­ки на­уг­ле­ро­жи­ва­лись с по­верх­но­сти, об­ра­зуя же­лез­но-сталь­ной ком­по­зит - сыр­цо­вую сталь с вы­со­ким со­дер­жа­ни­ем уг­ле­ро­да.

   Эту кри­цу сыр­цо­вой ста­ли, на­зы­вае­мую "оро­си­га­нэ", рас­ко­вы­ва­ли в пла­сти­ну, за­ка­ли­ва­ли в во­де и рас­ка­лы­ва­ли на кус­ки, по­сле че­го про­из­во­ди­ли сор­ти­ров­ку кус­ков по ка­че­ст­ву, оп­ре­де­ляя его по ви­ду из­ло­ма ме­тал­ла. Сыр­цо­вая сталь из-за слиш­ком гру­бой не­од­но­род­но­сти и за­гряз­нен­но­сти шла­ка­ми не под­хо­ди­ла для про­из­вод­ст­ва столь от­вет­ст­вен­ной про­дук­ции, как ору­жие, по­это­му тре­бо­ва­лась ее пред­ва­ри­тель­ная пе­ре­ра­бот­ка в бо­лее или ме­нее од­но­род­ную сталь пу­тем мно­го­крат­ных по­ко­вок и сва­рок.

   Про­из­во­ди­ли пе­ре­ра­бот­ку же­ле­зи­стых пес­ков и дру­гим ме­то­дом, по­лу­чив­шим на­зва­ние "та­та­ра-про­цесс". Этот ме­тод при­шел в Япо­нию из Ман­чжу­рии в не­за­па­мят­ные вре­ме­на, чуть ли не в 7 ве­ке, и в пе­ри­од Му­ро­ма­ти (1392 - 1572 гг.) по­лу­чил осо­бое рас­про­стра­не­ние. По­след­нюю "та­та­ра-печь" по­га­си­ли лишь в 1925 го­ду. Впро­чем, че­рез не­сколь­ко лет од­на та­кая печь сно­ва за­ра­бо­та­ла, что­бы обес­пе­чить сырь­ем куз­не­цов-ору­жей­ни­ков.

   Плав­ка дли­лась не­сколь­ко дней и тре­бо­ва­ла еди­но­вре­мен­но­го ис­поль­зо­ва­ния гро­мад­но­го ко­ли­че­ст­ва сы­рья. Од­но­го лишь дре­вес­но­го уг­ля тре­бо­ва­лось не­сколь­ко де­сят­ков тонн! За­то в ре­зуль­та­те ис­поль­зо­ва­ния "та­та­ра-про­цес­са" за од­ну плав­ку по­лу­чи­ли 5 тонн ме­тал­ла не­сколь­ких сор­тов, сплав­лен­ных в од­ну мас­су, на­зы­вае­мую "ке­ра". При­мер­но по­ло­ви­ну мас­сы "ке­ры" со­став­ля­ла вы­со­ко­уг­ле­ро­ди­стая сталь с со­дер­жа­ни­ем уг­ле­ро­да до 1,5%. Дру­гой сорт под на­зва­ни­ем "дзу­ку" был чу­гу­ном обыч­но­го со­ста­ва.

   Тя­же­лый сли­ток был рас­ко­лот, и куз­не­цы сор­ти­ро­ва­ли об­лом­ки по сво­ему ус­мот­ре­нию. Ко­гда тем или иным спо­со­бом мас­тер-ору­жей­ник по­лу­чал ис­ход­ный сыр­цо­вый ме­талл, на­сту­пал че­ред из­го­тов­ле­ния за­го­тов­ки по­ло­сы ме­ча. Кон­крет­ный спо­соб это­го из­го­тов­ле­ния за­ви­сел от тра­ди­ций шко­лы, к ко­то­рой при­над­ле­жал куз­нец. Кро­ме то­го, при со­дер­жа­нии в ста­ли уг­ле­ро­да вы­ше 0,8% она по­сле за­кал­ки не по­лу­ча­ет­ся твер­же, но ста­но­вит­ся зна­чи­тель­но бо­лее хруп­кой. Зна­чит, для по­лу­че­ния стой­ко­го лез­вия тре­бу­ет­ся уда­лить из сыр­цо­вой ста­ли из­лиш­ний уг­ле­род. Дос­ти­га­лось это вы­жи­га­ни­ем уг­ле­ро­да не­по­сред­ст­вен­но из за­го­тов­ки клин­ка при не­од­но­крат­ных свар­ках и про­ков­ках.

   Прак­ти­че­ски это про­ис­хо­ди­ло сле­дую­щим об­ра­зом: куз­нец рас­ко­вы­вал ку­сок сыр­цо­вой ста­ли с вы­со­ким сред­ним со­дер­жа­ни­ем уг­ле­ро­да в пла­сти­ну, ко­то­рую за­ка­ли­вал в во­де и рас­ка­лы­вал на кус­ки. Эти кус­ки сор­ти­ро­ва­лись по ви­ду из­ло­ма и ук­ла­ды­ва­лись на за­ра­нее от­ко­ван­ную из же­ле­за ло­пат­ку с длин­ной руч­кой. Ло­пат­ка мог­ла де­лать­ся и из круп­ной, ак­ку­рат­но об­ко­ло­той пла­сти­ны сыр­цо­вой ста­ли. По­лу­чен­ный та­ким об­ра­зом ис­ход­ный па­кет об­ма­зы­ва­ли гли­ной для фик­са­ции ос­кол­ков и про­ко­вы­ва­ли при сва­роч­ной тем­пе­ра­ту­ре.

   За­да­ча пер­вой свар­ки за­клю­ча­лась глав­ным об­ра­зом в уп­лот­не­нии рых­ло­го па­ке­та и на­вар­ке от­дель­ных час­тиц на ло­пат­ку. По­лу­чен­ный бри­кет над­ру­ба­ли по­пе­рек и скла­ды­ва­ли вдвое, за­тем про­ва­ри­ва­ли в мо­но­лит, опять над­ру­ба­ли - те­перь уже вдоль - и сно­ва скла­ды­ва­ли вдвое. Та­кие опе­ра­ции уд­вое­ния мог­ли про­ис­хо­дить до 15 раз - в за­ви­си­мо­сти от со­ста­ва ис­ход­но­го па­ке­та и при­стра­стий мас­те­ра, по­сколь­ку при ка­ж­дой свар­ке вы­го­ра­ло не­ко­то­рое ко­ли­че­ст­во уг­ле­ро­да, что, в об­щем-то, и тре­бо­ва­лось.

   Со­вре­мен­ны­ми ис­сле­до­ва­ния­ми бы­ло ус­та­нов­ле­но, что при пер­вой свар­ке рых­ло­го па­ке­та с боль­шой сум­мар­ной по­верх­но­стью час­тиц вы­го­ра­ет при­мер­но 0,3% уг­ле­ро­да. При ка­ж­дом из по­сле­дую­щих уд­вое­ний сни­же­ние со­дер­жа­ния уг­ле­ро­да со­став­ля­ет уже толь­ко 0,03%. Ме­талл счи­тал­ся го­то­вым, ко­гда со­дер­жа­ние уг­ле­ро­да сни­жа­ли до уров­ня око­ло 0,8%.

   Впро­чем, не­ко­то­рые мас­те­ра стре­ми­лись из­го­то­вить ме­нее твер­дый, но вяз­кий ме­талл, а дру­гие, на­про­тив, пред­по­чи­та­ли вы­со­ко­уг­ле­ро­ди­стые лез­вия со свой­ст­ва­ми стек­лян­но­го ос­кол­ка.

   По­сле мно­го­чис­лен­ных сва­рок с уд­вое­ни­ем ус­лов­ное ко­ли­че­ст­во сло­ев в ме­тал­ле мог­ло дос­ти­гать не­сколь­ких мил­лио­нов. Ус­лов­ное по­то­му, что в ре­зуль­та­те диф­фу­зии ме­тал­ла их ос­та­ва­лось толь­ко не­сколь­ко де­сят­ков ты­сяч. Ав­то­ру го­во­ри­ли, что спе­циа­ли­сты Му­зея ору­жия в Зо­лин­ге­не (Гер­ма­ния) обе­ща­ли со­лид­ную пре­мию то­му, кто предъ­я­вит кли­нок, в ко­то­ром ре­аль­но бо­лее 50 000 сло­ев.

   Даль­ней­шие дей­ст­вия куз­не­ца оп­ре­де­ля­лись тем, ка­ко­го сти­ля он при­дер­жи­вал­ся и к ка­кой шко­ле при­над­ле­жал. Сей­час из­вест­ны име­на 32000 япон­ских ору­жей­ни­ков, при­над­ле­жав­ших к од­ной из 1800 школ. Ес­те­ст­вен­но, что ка­ж­дая шко­ла, вслед за ее ос­но­ва­те­лем, при­дер­жи­ва­лась сво­его взгля­да на ис­кус­ст­во из­го­тов­ле­ния ме­ча из имею­ще­го­ся под ру­кой сы­рья, не го­во­ря о том, что мас­те­ра име­ли свои лич­ные сек­ре­ты и из­люб­лен­ные тех­но­ло­ги­че­ские прие­мы. Об­щее пра­ви­ло для всех и на все вре­ме­на - длин­ный меч дол­жен иметь твер­дое лез­вие, а все ос­таль­ные час­ти клин­ка долж­ны быть ме­нее твер­ды­ми, но весь­ма вяз­ки­ми.

   Мно­го­чис­лен­ные схе­мы строе­ния япон­ских клин­ков мож­но све­сти к не­сколь­ким ос­нов­ным ва­ри­ан­там с соб­ст­вен­ны­ми на­зва­ния­ми. В жур­наль­ной ста­тье нет смыс­ла "рас­те­кать­ся мыс­лью по дре­ву", по­это­му объ­е­ди­ним их в три ос­нов­ных груп­пы. К пер­вой при­над­ле­жат трех­слой­ные клин­ки, твер­дое и хруп­кое лез­вие ко­то­рых об­ва­ре­но с обе­их сто­рон мяг­ки­ми же­лез­ны­ми об­клад­ка­ми. Ино­гда эти об­клад­ки де­ла­ют кли­но­вид­но­го се­че­ния, и по­сле свар­ки на обу­хе ме­ча по­лу­ча­ет­ся мно­го же­ле­за и ма­ло ста­ли, а в об­лас­ти лез­вия - на­обо­рот. Эта ба­зо­вая схе­ма но­сит на­зва­ние "сан-май".

   Ло­гич­ным раз­ви­ти­ем этой схе­мы, по­вы­шаю­щей стой­кость клин­ка при силь­ных уда­рах, яв­ля­ет­ся тех­но­ло­ги­че­ский при­ем, при ко­то­ром сталь­ное лез­вие обер­ты­ва­ет­ся с трех сто­рон вяз­кой "ру­баш­кой". Этот при­ем на­зы­ва­ет­ся очень по­этич­но - "вко­вы­ва­ние в об­рат­ную сто­ро­ну пан­ци­ря че­ре­па­хи". За­час­тую для уп­ро­ще­ния свар­ки на обух про­сто на­ва­ри­ва­ли же­лез­ный пру­ток, а за­тем по­лу­чен­ную ос­но­ву об­ва­ри­ва­ли пло­ски­ми об­клад­ка­ми.

   Прин­ци­пи­аль­но про­ти­во­по­лож­ная схе­ма раз­ви­лась в про­вин­ции Бид­зен, где при­даю­щую клин­ку стой­кость же­лез­ную ос­но­ву обер­ты­ва­ли вы­со­ко­проч­ной сталь­ной "ру­баш­кой", из замк­ну­той час­ти ко­то­рой и от­ко­вы­ва­лось лез­вие. Та­кое строе­ние на­зы­ва­ет­ся "ко­бу-си" или, ина­че, "пол-ку­ла­ка", т.е. "горсть". Схе­ма хо­ро­шая и да­же от­лич­ная, но тре­бую­щая слож­ных ме­то­дов за­кал­ки для обес­пе­че­ния эла­стич­но­сти клин­ка. Та­кие же ме­то­ды за­кал­ки при­ме­ня­лись и при из­го­тов­ле­нии цель­но­сталь­но­го клин­ка, что бы­ло не­ред­ким в во­ен­ное вре­мя. Го­во­рят, ар­мей­ские офи­цер­ские "ка­та­ны" ко­ва­лись да­же из рель­сов.

   На хо­ро­шо от­по­ли­ро­ван­ном клин­ке са­му­рай­ско­го ме­ча бро­са­ет­ся в гла­за про­хо­дя­щая вдоль не­го ли­ния "ха­мон", не­ред­ко и не со­всем пра­виль­но на­зы­вае­мая "ли­ни­ей за­кал­ки". При вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии ока­зы­ва­ет­ся, что струк­ту­ра и цвет ме­тал­ла по обе сто­ро­ны этой ли­нии раз­ные - твер­дое лез­вие дым­ча­тое, а бо­лее мяг­кая часть клин­ка, на­зы­вае­мая "дзи­га­нэ", зер­каль­но бле­стя­щая. На вы­со­ко­класс­ных ме­чах "дзи­га­нэ" име­ет ха­рак­тер­ный узор, схо­жий с узо­ром да­мас­ской ста­ли. Этот узор япон­цы на­зы­ва­ют "ха­да", что в пе­ре­во­де зна­чит "ко­жа, по­верх­ность". Ос­нов­ных раз­но­вид­но­стей "ха­ды" че­ты­ре - "ма­са­мэ-ха­да", "ита­мэ-ха­да", "ая-су­ги-ха­да" и "мо­ку­мэ-ха­да". По­ло­са­тый узор "ма­са­мэ" об­ра­зу­ет­ся прак­ти­че­ски па­рал­лель­ны­ми и не­пре­рыв­ны­ми по всей дли­не клин­ка ли­ния­ми. Эта не­пре­рыв­ность и па­рал­лель­ность ли­ний, край­не ред­кая в ев­ро­пей­ском ору­жии, дос­ти­га­лась в ре­зуль­та­те рас­ков­ки за­го­то­вок об­кла­док в по­ло­же­нии "на реб­ро", т.е. уда­ры на­но­си­лись в то­рец сло­ям. Свое­об­раз­ная струк­ту­ра прак­ти­че­ски не ис­ка­жа­лась при по­сле­дую­щей ков­ке и шли­фов­ке, по­это­му вы­де­ляю­щий плав­ный из­гиб клин­ка узор по­лу­чал­ся весь­ма чет­ким. Этот стро­гий узор сле­ду­ет от­ли­чать от обыч­ных по­ло­са­тых раз­но­вид­но­стей ма­ло­слой­но­го "ди­ко­го Да­ма­ска", ко­то­рые час­то име­ют не­ко­то­рую мел­кую из­ви­ли­стость гра­ниц сло­ев.

   Фиб­ро­вид­ный узор "ита­мэ" со­от­вет­ст­ву­ет узо­ру "ди­ко­го" ев­ро­пей­ско­го Да­ма­ска. Так же как и в Ев­ро­пе, на клин­ках япон­ско­го "ди­ко­го Да­ма­ска" встре­ча­ют­ся и уча­ст­ки с от­но­си­тель­но пря­мы­ми ли­ния­ми, ко­то­рые не­труд­но от­ли­чить от чис­то­го "ма­са­мэ". Вы­со­ко це­нит­ся узор "ко-ита­мэ". При­став­ка "ко" в на­зва­нии этой раз­но­вид­но­сти узо­ра зна­чит "мел­кая, ко­рот­кая". Та­ким об­ра­зом, узор "ко-ита­мэ" сви­де­тель­ст­ву­ет о боль­шом ко­ли­че­ст­ве сло­ев, ак­ку­рат­но "пе­ре­ме­шан­ных" в про­цес­се ков­ки.

   Ре­гу­ляр­ная круп­ная вол­ни­стость узо­ра "ая-су­ги" дос­ти­га­ет­ся обыч­ной на­рез­кой на­пиль­ни­ком или на­бив­кой штам­пом с двух кра­ев ка­ж­дой сто­ро­ны слои­стой за­го­тов­ки встреч­ных уг­луб­ле­ний, сме­ще­ных на пол­ша­га. Осо­бен­но­стью это­го ти­па узо­ра яв­ля­ет­ся круп­ная, плав­ная вол­ни­стость, про­хо­дя­щая по оси клин­ка. Воз­мо­жен, впро­чем, и при­ем скру­чи­ва­ния за­го­тов­ки уча­ст­ка­ми, ко­гда ка­ж­дый сле­дую­щий уча­сток по­во­ра­чи­ва­ет­ся стро­го на 90 гра­ду­сов в дру­гую сто­ро­ну от­но­си­тель­но пре­ды­ду­ще­го. В ев­ро­пей­ском клин­ко­вом ору­жии этот при­ем из­ред­ка при­ме­ня­ли для по­лу­че­ния узо­ра "жен­ские ло­ко­ны" или "скру­чен­ные во­ло­сы". За схо­жесть "мо­ку­мэ-ха­ды" с узо­ром вы­со­ко­класс­но­го бу­ла­та та­кую сталь ино­гда на­зы­ва­ют япон­ским бу­ла­том. Од­на­ко ме­талл с узо­ром ти­па "мо­ку­мэ" не яв­ля­ет­ся ли­тым бу­ла­том, а пред­став­ля­ет со­бой ти­пич­ный сва­роч­ный же­ле­зо-сталь­ной ком­по­зит, при­чем, ве­ро­ят­но, во­лок­ни­стую его раз­но­вид­ность.

   "Мо­ку­мэ-га­нэ" в при­мер­ном пе­ре­во­де оз­на­ча­ет "ме­тал­ли­че­ская дре­ве­си­на". Име­ет­ся в ви­ду дре­ве­си­на со спу­тан­ной и сви­ле­ва­той струк­ту­рой - как у ка­рель­ской бе­ре­зы. На не­ко­то­рых клин­ках мож­но уви­деть рос­сыпь от­дель­ных бле­стя­щих то­чек, на­зы­вае­мых "ни". Счи­та­ет­ся, что они пред­став­ля­ют со­бой от­дель­ные круп­ные кри­стал­лы за­ка­лен­ной ста­ли, про­явив­шие­ся в мяг­кой ос­но­ве. Ду­маю, что точ­ки "ни" мо­гут пред­став­лять из се­бя круп­ные кар­би­ды вы­со­кой твер­до­сти. Ес­ли ско­п­ле­ния "ни" тя­го­те­ют к ли­нии "ха­мон", то она при­об­ре­та­ет не­сколь­ко раз­мы­тый ха­рак­тер. Как го­во­рят по­этич­но на­стро­ен­ные япон­цы, ли­ния "ха­мон" хо­ро­ше­го ме­ча на­по­ми­на­ет по­кры­тое суг­ро­ба­ми снеж­ное по­ле, и ско­п­ле­ния "ни" ино­гда вы­гля­дят, как спо­кой­но па­даю­щий хлопь­я­ми снег, а ино­гда - как снег взле­таю­щий, не­со-мый за­вих­ре­ния­ми вью­ги. Твер­дое лез­вие от­де­ле­но от мяг­кой ос­но­вы клин­ка пе­ре­ход­ной зо­ной "ха­бу­ти", в ко­то­рой, кро­ме то­чек "ни", по­сле по­ли­ров­ки про­яв­ля­ет­ся мо­лоч­но-бе­лая ли­ния "ни­ои". Еще во вре­ме­на Ко­то в зо­не "ха­бу­ти" поя­ви­лись "аси" - уз­кие по­лос­ки "ни­ои", как бы от­ро­ст­ки по­лу­твер­дой ста­ли, вы­рас­таю­щие в сто­ро­ну за­ка­лен­но­го лез­вия. "Аси" пре­дот­вра­ща­ли вы­кра­ши­ва­ние боль­ших кус­ков лез­вия при силь­ных уда­рах. Эти по­лос­ки мо­гут при­да­вать ли­нии "ха­мон" вид рва­но­го края, ко­то­рый осо­бо вос­тор­жен­но на­стро­ен­ные лю­би­те­ли на­зы­ва­ют "пла­ме­нею­щим". Са­ми япон­цы этот весь­ма по­пу­ляр­ный се­го­дня вид на­зы­ва­ют "тёд­зи ха­мон".

   Ли­ния "ха­мон" мо­жет об­ра­зо­вать­ся из-за со­став­но­го строе­ния клин­ка, по­сколь­ку при его об­точ­ке и шли­фов­ке твер­дая серд­це­ви­на, об­ра­зую­щая лез­вие, вы­сту­па­ет из об­кла­док. Вид ли­нии, раз­де­ляю­щей вяз­кий ме­талл об­кла­док и твер­дую сталь лез­вия, мо­жет быть весь­ма раз­но­об­раз­ным и раз­но­об­ра­зи­ем этим мож­но управ­лять (в весь­ма ог­ра­ни­чен­ных пре­де­лах) пу­тем вся­че­ских над­пи­лов и над­ру­бов за­го­тов­ки клин­ка.

   Дру­гой прин­цип об­ра­зо­ва­ния ли­нии "ха­мон" дал по­вод на­зы­вать ее "ли­ни­ей за­кал­ки". Ес­ли при трех­слой­ной и ей по­доб­ным схе­мам за­кал­ка ни­чем в прин­ци­пе не от­ли­ча­лась от обыч­ных спо­со­бов, то за­кал­ка клин­ков, из­го­тов­лен­ных по схе­ме "ко­бу­си", бы­ла до­воль­но ори­ги­наль­ной, и об­ра­зо­ва­ние ви­ди­мой ли­нии "ха­мон" про­ис­хо­ди­ло осо­бым об­ра­зом. Япон­ские куз­не­цы, стро­го при­дер­жи­ва­ясь не­зыб­ле­мо­го прин­ци­па "твер­дое лез­вие - мяг­кий обух", при­ме­ня­ли тех­но­ло­гию, ко­то­рую в ран­нем сред­не­ве­ко­вье ино­гда ис­поль­зо­ва­ли и в Ев­ро­пе.

   Кли­нок об­ма­зы­вал­ся гли­ной та­ким об­ра­зом, что лез­вие ос­та­ва­лось от­кры­тым. За­тем, по­сле вы­сы­ха­ния об­маз­ки, кли­нок ос­то­рож­но на­гре­ва­ли и за­ка­ли­ва­ли в во­де. Те­п­ло­про­вод­ность гли­ны не­вы­со­кая, по­это­му за­кры­тые час­ти клин­ка ох­ла­ж­да­лись мед­лен­но с об­ра­зо­ва­ни­ем мяг­ких за­ка­лоч­ных струк­тур, а от­кры­тое лез­вие за­ка­ли­ва­лось "на­су­хо". У япон­ских ору­жей­ни­ков дос­туп­ная ог­ню за­ка­лен­ная часть клин­ка так и на­зы­ва­ет­ся - "яки-ба", что пе­ре­во­дит­ся как "обож­жен­ное лез­вие". Поз­же не­ко­то­рые япон­ские ору­жей­ни­ки ста­ли при­ме­нять не­сколь­ко ви­до­из­ме­нен­ную тех­но­ло­гию об­маз­ки гли­ной. На­при­мер, при при­да­нии слож­ной фор­мы "ли­нии за­кал­ки" тон­кие на­плы­вы гли­ны на лез­вие час­то от­ва­ли­ва­лись. По­это­му ста­ли по­кры­вать гли­ной весь кли­нок, на­чи­ная с лез­вия, а не­об­хо­ди­мо­го раз­ли­чия в ско­ро­стях ох­ла­ж­де­ния дос­ти­га­ли из­ме­не­ни­ем тол­щи­ны на­но­си­мой об­маз­ки.

   На сме­ну ве­ли­ким мас­те­рам эпо­хи Ко­то, це­нив­шим стро­гую кра­со­ту ра­зум­ной дос­та­точ­но­сти, при­шли ору­жей­ни­ки, боль­шое вни­ма­ние уде­ляю­щие внеш­ней кра­си­во­сти клин­ка. Ес­ли Ма­са­му­нэ (да и Му­ра­ма­са то­же) ог­ра­ни­чи­ва­лись соз­да­ни­ем вол­ни­стой ли­нии "ха­мон", то поз­же воз­ник­ли весь­ма при­чуд­ли­вые ее раз­но­вид­но­сти ти­па "хри­зан­те­мы в во­де" или "цве­ту­щей гвоз­ди­ки".

   По­вы­шен­ное вни­ма­ние ста­ли уде­лять раз­но­об­раз­ным бле­стя­щим то­чеч­кам и пят­ныш­кам на по­верх­но­сти клин­ков, а для их вы­яв­ле­ния до­ве­ли по­ли­ров­ку до не­ве­ро­ят­но­го со­вер­шен­ст­ва. Шли­фов­ку про­из­во­дят ино­гда на 12-15 кам­нях раз­ной зер­ни­сто­сти, и длит­ся она око­ло двух не­дель. Са­мо со­бой ра­зу­ме­ет­ся, что та­кой до­ро­гой от­дел­ке, стоя­щей не­сколь­ко ты­сяч дол­ла­ров, под­вер­га­ют­ся лишь вы­со­ко­класс­ные ме­чи, на ко­то­рых уме­лым про­яв­ле­ни­ем струк­ту­ры по­ли­ров­щи­ки рас­кры­ва­ют строе­ние клин­ка, и воз­ни­ка­ет эф­фект по­лу­про­зрач­но­сти ме­тал­ла.

   Бое­вые дос­то­ин­ст­ва са­му­рай­ских ме­чей опи­са­ны не­од­но­крат­но, при­чем в са­мых вос­тор­жен­ных то­нах. На­при­мер, из из­да­ния в из­да­ние ко­чу­ет ле­ген­да о том, что нель­зя под­став­лять под удар ар­мей­ской "ка­та­ны" вин­тов­ку или ав­то­мат, по­сколь­ку они лег­ко пе­ре­ру­ба­ют­ся, при­чем вме­сте с их вла­дель­цем. В го­ды Вто­рой ми­ро­вой вой­ны был снят про­па­ган­ди­ст­ский фильм, в ко­то­ром мас­тер фех­то­ва­ния класс­ной "ка­та­ной" пе­ре­ру­бил ствол пу­ле­ме­та. Од­на­ко оче­вид­но, что про­стой во­яка фаб­рич­ным клин­ком это­го сде­лать не смо­жет. Все­гда сле­ду­ет от­ли­чать шир­пот­реб от тво­ре­ний боль­ших мас­те­ров.

 

Из статьи Архангельского Л.Б.
 Журнал "Магнум" 1998г.

Kyumeikan Екатеринбург

Адрес: г. Екатеринбург, Ул. Ткачей 11 СК "ЛУЧ". группа vkontakte: //vkontakte.ru/club19886851


Телефон: +79049836866

E-mail: kendo.eka@ya.ru

Конструктор сайтов - uCoz