Добро пожаловать 

 на страницу 

школы кендо и иайдо

 Кюмейкан

--

Екатеринбург


Тренировочные занятия проводятся в спортивных комплексах "Луч" и " Уралец".

Кен­до (Kendo - The Definitive Guide)

Хи­ро­ши Оза­ва (Hiroshi Ozawa)

Вве­де­ние

Что та­кое Кен­до?

Ис­кус­ст­во Кен­до как часть куль­ту­ры Япо­нии име­ет очень древ­нюю ис­то­рию. Пер­во­на­чаль­но Кен­до пред­став­ля­ло со­бой ис­кус­ст­во вла­де­ния ме­чом, но по ме­ре на­ко­п­ле­ния на­блю­де­ний о про­яв­ляв­ших­ся на по­ле боя за­ко­нах при­ро­ды, и в ре­зуль­та­те по­сте­пен­но­го раз­ви­тия оно пре­вра­ти­лось в не­что боль­шее.
Кен­до мож­но ус­лов­но раз­де­лить на три со­став­ляю­щие:
1. Те­ло - как дер­жать меч, ма­ай (дис­тан­ция ме­ж­ду про­тив­ни­ка­ми) и т.д.
2. Меч - тех­ни­ка на­не­се­ния уда­ра, вы­бор мо­мен­та для ата­ки и т.д.
3. Дух - пра­виль­ный внут­рен­ний на­строй.
Эти три эле­мен­та по­лез­ны для по­ни­ма­ния ос­нов­но­го со­дер­жа­ния Кен­до, но на прак­ти­ке они на­столь­ко тес­но взаи­мо­свя­за­ны, что от­ли­чия ме­ж­ду ни­ми не все­гда оче­вид­ны. В лю­бом слу­чае, же­лаю­щим изу­чать это Во­ин­ское Ис­кус­ст­во не­об­хо­ди­мо сна­ча­ла по­нять, что Кен­до - это не­что го­раз­до боль­шее, не­же­ли ме­тод по­бе­ды над про­тив­ни­ком.

Для че­го прак­ти­ко­вать Кен­до?

При­чи­ны изу­че­ния Кен­до силь­но раз­ни­лись на раз­ных эта­пах раз­ви­тия это­го ис­кус­ст­ва и на­хо­ди­лись в за­ви­си­мо­сти от скла­ды­вав­ших­ся в ка­ж­дый кон­крет­ный ис­то­ри­че­ский пе­ри­од со­ци­аль­ных ус­ло­вий.
У ка­ж­до­го на­чи­наю­ще­го мо­гут иметь­ся осо­бен­ные мо­ти­вы для за­ня­тий, но в об­щем мож­но ска­зать, что цель со­вре­мен­но­го Кен­до - раз­ви­тие здо­ро­во­го те­ла и соз­на­ния в ре­зуль­та­те про­дол­жи­тель­но­го пе­рио­да стро­гой прак­ти­ки (кей­ко). В на­стоя­щее вре­мя, в Япо­нии Кен­до за­ни­ма­ют­ся от че­ты­рех до пя­ти мил­лио­нов че­ло­век: в шко­лах, на ра­бо­те, в по­ли­цей­ских уча­ст­ках и во мно­го­чис­лен­ных ча­ст­ных за­лах (Дод­зе).
В спор­тив­ном смыс­ле Кен­до пред­став­ля­ет со­бой тех­ни­ку на­не­се­ния уда­ров си­на­ем (бам­бу­ко­вым ме­чом) по оп­ре­де­лен­ным мес­там те­ла про­тив­ни­ка. Од­на­ко от ос­таль­ных ви­дов спор­та Кен­до от­ли­ча­ет­ся сво­им ду­хом, про­шед­шим сквозь сто­ле­тия в не­из­мен­ном ви­де. Из­на­чаль­ным де­ви­зом Кен­до бы­ло - "По­бе­да оз­на­ча­ет жизнь, по­ра­же­ние оз­на­ча­ет смерть". И, хо­тя сей­час эти сло­ва нель­зя по­ни­мать бу­к­валь­но, та­кой дух яв­ля­ет­ся ос­но­вой серь­ез­ной прак­ти­ки Кен­до и име­ет не­по­сред­ст­вен­ное от­но­ше­ние к фор­ми­ро­ва­нию гар­мо­нич­но раз­ви­то­го че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ст­ва: в фи­зи­че­ском, ду­хов­ном и со­ци­аль­ном от­но­ше­ни­ях.
Дан­ные со­ве­ты мо­гут спо­соб­ст­во­вать пра­виль­но­му по­ни­ма­нию прак­ти­ки Кен­до:
1. На вре­мя кей­ко из­бавь­тесь от вся­ко­го лож­но­го чув­ст­ва то­ва­ри­ще­ст­ва. То есть, по­ка на вас на­дет мэн (шлем), про­тив­ник дол­жен вос­при­ни­мать­ся ва­ми как смер­тель­ный враг, а кей­ко - как жес­то­кая схват­ка один на один.
2. Сле­ду­ет по­нять, что у ка­ж­до­го че­ло­ве­ка соб­ст­вен­ный стиль и по­ни­ма­ние Кен­до, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо ува­жать, в то же вре­мя со­хра­няя гар­мо­нию в груп­пе.
3. Кей­ко долж­но про­во­дить­ся с пол­ной ду­хов­ной (ки­ха­ку), фи­зи­че­ской и тех­ни­че­ской са­мо­от­да­чей.
4. Ка­ж­дое кей­ко и ка­ж­дый удар во вре­мя кей­ко долж­ны про­во­дить­ся, как буд­то это ваш един­ст­вен­ный и по­след­ний шанс.
5. Изо всех сил стре­ми­тесь к са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­нию че­рез кей­ко.
6. Под­ни­ми­те свое Кен­до на но­вый уро­вень, за­ни­ма­ясь кей­ко ра­ди са­мо­го кей­ко. Сле­ду­ет все­гда пом­нить, что Кен­до - это не что-то, что вы знае­те, или что-то, чем мож­но ов­ла­деть, а про­цесс, при­но­ся­щий вам удо­воль­ст­вие. Про­дви­же­ние в Кен­до про­ис­хо­дит не­осоз­нан­но и лишь спус­тя оп­ре­де­лен­ный про­ме­жу­ток вре­ме­ни.

Куль­ти­ви­руй­те ис­крен­нее и ве­ли­ко­душ­ное от­но­ше­ние к про­тив­ни­ку

Не­смот­ря на то, что Кен­до про­шло че­рез не­сколь­ко эта­пов раз­ви­тия, его сущ­ность (хон­ши­цу) ос­та­лась не­из­мен­ной: один че­ло­век про­ти­во­сто­ит дру­го­му с си­на­ем в ру­ках, ра­зум стал­ки­ва­ет­ся с ра­зу­мом и про­ис­хо­дит ата­ка. В ре­зуль­та­те пра­виль­ной и ис­крен­ней прак­ти­ки и пол­ной са­мо­от­да­чи во вре­мя кей­ко за­ка­ля­ет­ся дух и про­ис­хо­дит об­ла­го­ра­жи­ва­ние че­ло­ве­че­ской лич­но­сти. С пер­во­го взгля­да, это па­ра­док­саль­но, ибо мо­жет ли вос­пи­тать и об­ла­го­ро­дить че­ло­ве­ка вы­яв­ле­ние сла­бых мест про­тив­ни­ка и их по­сле­дую­щее по­ра­же­ние ме­чом? Од­на­ко, здесь не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что Кен­до куль­ти­ви­ру­ет­ся в ок­ру­же­нии, ото­рван­ном от по­все­днев­ной жиз­ни. А сам акт на­па­де­ния или за­щи­ты осу­ще­ст­в­ля­ет­ся не с це­лью убить про­тив­ни­ка или на­нес­ти ему ра­не­ние, а яв­ля­ет­ся ско­рее ак­том со­труд­ни­че­ст­ва и вза­им­ной по­мо­щи в со­вер­шен­ст­во­ва­нии.
Со­вер­шен­но не­об­хо­ди­мо все­гда ува­жать про­тив­ни­ка и при­зна­вать его че­ло­ве­че­скую сущ­ность, в то же вре­мя сра­жа­ясь с ним изо всех сил. Та­ким об­ра­зом, фех­то­валь­щи­ки и спо­соб­ст­ву­ют вза­им­но­му вос­пи­та­нию и про­дви­же­нию в ис­кус­ст­ве. Стро­гие пра­ви­ла со­рев­но­ва­ний Кен­до су­ще­ст­ву­ют как раз для то­го, что­бы под­дер­жи­вать этот жиз­нен­но важ­ный ба­ланс.
По­бе­да над про­тив­ни­ком важ­на в Кен­до, но оди­на­ко­во важ­но и по­бе­дить са­мо­го се­бя, ока­зав­шись в тя­же­лой си­туа­ции. Ины­ми сло­ва­ми, при за­ня­ти­ях Кен­до со­вер­шен­но не­об­хо­ди­мо куль­ти­ви­ро­вать идею са­мо­от­ре­че­ния, спо­соб­ст­вую­щую об­ла­го­ра­жи­ва­нию лич­но­сти.

Жен­щи­ны и Кен­до

В на­стоя­щее вре­мя в США боль­ше жен­щин, не­же­ли муж­чин на­чи­на­ют за­ни­мать­ся Кен­до. Со­глас­но су­ще­ст­вую­щим про­гно­зам, в сле­дую­щем ве­ке эта тен­ден­ция со­хра­нит­ся и уси­лит­ся, так что воз­мож­но да­же, что ко­гда-то Кен­до бу­дет за­ни­мать­ся боль­ше жен­щин чем муж­чин. При­чи­ны та­кой тен­ден­ции не со­всем яс­ны, од­на­ко оче­вид­но, что Кен­до да­ет жен­щи­нам что-то, че­го не мо­гут пред­ло­жить дру­гие ис­кус­ст­ва.
Уже дав­но мно­гих жен­щин при­вле­ка­ют та­кие ис­кус­ст­ва как Дзю­до и Ай­ки­до, во мно­гом из-за их же­ла­ния ов­ла­деть оп­ре­де­лен­ны­ми на­вы­ка­ми са­мо­за­щи­ты. Од­на­ко Кен­до не вхо­дит в ка­те­го­рию ис­кусств, даю­щих на­вы­ки са­мо­обо­ро­ны без ору­жия. Сле­до­ва­тель­но, жен­щи­ны при­хо­дят в Кен­до по ка­ким-то дру­гим при­чи­нам. Вот ка­кие объ­яс­не­ния да­ют япон­ки, прак­ти­кую­щие это Во­ин­ское Ис­кус­ст­во. Кен­до не толь­ко сни­ма­ет стресс и куль­ти­ви­ру­ет чув­ст­во фи­зи­че­ско­го и ду­хов­но­го бла­го­по­лу­чия (как, впро­чем, и мно­гие дру­гие ис­кус­ст­ва), но и дис­ци­п­ли­ни­ру­ет ха­рак­тер, ук­ре­п­ля­ет си­лу во­ли. Кро­ме то­го, эти ка­че­ст­ва вос­пи­ты­ва­ют­ся в безо­пас­ных ус­ло­ви­ях, по­сколь­ку в Кен­до ис­поль­зу­ют­ся спе­ци­аль­ные за­щит­ные дос­пе­хи.
Здесь не­об­хо­ди­мо под­черк­нуть, что жен­щи­ны прак­ти­ку­ют Кен­до со­вер­шен­но так же, как и муж­чи­ны.
Та­ким об­ра­зом, ос­но­вой Кен­до яв­ля­ет­ся не фи­зи­че­ская си­ла, а пра­виль­ное ва­за (тех­ни­ка) и ду­хов­ный на­строй, по­это­му оно оди­на­ко­во под­хо­дит для обо­их по­лов. И ны­неш­няя тен­ден­ция в Аме­ри­ке очень об­на­де­жи­ва­ет.

Эти­кет

В Кен­до фех­то­валь­щи­ки оде­ва­ют дос­пе­хи и, ис­поль­зуя си­най, пы­та­ют­ся на­нес­ти ру­бя­щий или ко­лю­щий удар в оп­ре­де­лен­ные мес­та на те­ле про­тив­ни­ка. Об­мен уда­ра­ми по­зво­ля­ет ка­ж­до­му из парт­не­ров оп­ре­де­лить свои сла­бые мес­та и не­дос­тат­ки. По­это­му, про­пус­тив удар, не­об­хо­ди­мо осоз­нать, что здесь у вас име­ет­ся сла­бое ме­сто. Ко­неч­но, не очень при­ят­но ока­зать­ся на по­лу­чаю­щей сто­ро­не ус­пеш­но про­ве­ден­но­го уда­ра, и бы­ва­ет, что не­ко­то­рых лю­дей это так рас­страи­ва­ет, что они пы­та­ют­ся "отыг­рать­ся" и кей­ко ста­но­вит­ся до­воль­но гру­бым. Од­на­ко в ре­зуль­та­те это­го у них по­яв­ля­ет­ся боль­ше су­ки (от­кры­тых мест), и они про­пус­ка­ют еще боль­ше уда­ров. Та­ко­го сле­ду­ет из­бе­гать.
Па­ра­док­саль­но, но ус­пех в Кен­до на­пря­мую за­ви­сит от спо­соб­но­сти со­хра­нять бое­вой дух, в то же вре­мя по­сто­ян­но вы­ка­зы­вая ува­же­ние к про­тив­ни­ку. Ес­ли у вас бу­дет от­сут­ст­во­вать од­на из этих со­став­ных час­тей, то ва­ше Кен­до бу­дет очень шат­ким. Для то­го, что­бы из­влечь от кей­ко мак­си­маль­ную поль­зу, сле­ду­ет стро­го со­блю­дать эти­кет Кен­до. Пра­виль­ный эти­кет не толь­ко спо­соб­ст­ву­ет соз­да­нию оп­ти­маль­ной ат­мо­сфе­ры во вре­мя за­ня­тий, но и яв­ля­ет­ся ос­но­вой кра­со­ты ис­кус­ст­ва Кен­до.
То, что вы по­лу­чи­ли удар, оз­на­ча­ет что у вас есть су­ки. Та­ким об­ра­зом, ваш про­тив­ник по­мо­га­ет вам, ука­зы­вая на сла­бые мес­та, а ва­ше де­ло - при­ло­жить все уси­лия, что­бы в сле­дую­щий раз не по­лу­чить та­ко­го же уда­ра. Су­ки уст­ра­ня­ют­ся лишь по­сте­пен­но, в ре­зуль­та­те мно­го­крат­ных по­вто­ре­ний и упор­ной ра­бо­ты над со­бой. Ни­ко­гда нель­зя по­чи­вать на лав­рах, да­же на­хо­дясь на выс­шем уров­не. В Кен­до про­грес­су пре­де­ла нет.
По­ми­мо чис­то фор­маль­но­го эти­ке­та Кен­до, рег­ла­мен­ти­рую­ще­го то, как си­деть, сто­ять и т.д., су­ще­ст­ву­ет еще "эти­кет серд­ца", за­клю­чаю­щий­ся в от­кры­том и че­ст­ном от­но­ше­нии к прак­ти­ке Кен­до и в стра­ст­ном же­ла­нии са­мо­со­вер­шен­ст­во­ва­ния.

Кей­ко и по­вто­ре­ние ба­зо­вых тех­ник

Фак­ти­че­ски кей­ко пред­став­ля­ет со­бой вид фи­зи­че­ской дея­тель­но­сти. Мус­ку­ла­ту­ра в Кен­до на­ра­щи­ва­ет­ся и тре­ни­ру­ет­ся по­сред­ст­вом не­пре­рыв­но­го еже­днев­но­го по­вто­ре­ния ба­зо­вых тех­ник. Это тре­бу­ет не­ма­ло­го тер­пе­ния, по­это­му нау­чи­тесь по­лу­чать от это­го удо­воль­ст­вие, ина­че же бу­дет про­сто не­воз­мож­но. К со­жа­ле­нию, мус­ку­лы, ис­поль­зую­щие­ся в Кен­до, бы­ст­ро ат­ро­фи­ру­ют­ся ес­ли их по­сто­ян­но не тре­ни­ро­вать.
Объ­яс­не­ния и дей­ст­вия ин­ст­рук­то­ра мо­гут быть по­нят­ны и мо­гут ка­зать­ся лег­ки­ми и ес­те­ст­вен­ны­ми. Од­на­ко для то­го, что­бы "за­пом­нить" пра­виль­ную тех­ни­ку ва­ше­му те­лу по­тре­бу­ет­ся дол­гое вре­мя и упор­ная ра­бот­ка. В лишь по­сте­пен­но, ма­ло по ма­лу поя­вят­ся ско­рость, мы­шеч­ная си­ла и тех­ни­че­ское мас­тер­ст­во.
Дан­ная диа­грам­ма по­ка­зы­ва­ет сме­ще­ние ак­цен­та с фи­зи­че­ской на ду­хов­ную сто­ро­ну Кен­до по ме­ре рос­та мас­тер­ст­ва за­ни­маю­ще­го­ся. Как вы мо­же­те ви­деть, на на­чаль­ном эта­пе до­ми­ни­ру­ет фи­зи­че­ский (внеш­ний) под­ход, но с про­грес­сом фех­то­валь­щи­ка боль­шую важ­ность при­об­ре­та­ет ду­хов­ный (внут­рен­ний) ас­пект.
К ка­ж­дой кей­ко сле­ду­ет под­хо­дить очень серь­ез­но: так, как буд­то это ва­ше по­след­нее кей­ко. То есть, за­ни­мать­ся нуж­но с та­ким внут­рен­ним на­сто­ем: "это моя по­след­няя воз­мож­ность по­ра­бо­тать, по­это­му я дол­жен пол­но­стью вы­ло­жить­ся, что­бы по­том не жа­леть." Де­ло в том, что у мно­гих есть ка­кое-то ле­ни­вое от­но­ше­ние к кей­ко, из-за то­го, что они ду­ма­ют, что мо­гут за­ни­мать­ся в лю­бое вре­мя. Но та­кое на­строе­ние бу­дет не­пре­мен­но пре­пят­ст­во­вать ва­ше­му рос­ту, да­же при еже­днев­ных тре­ни­ров­ках. На­стоя­щий про­гресс при­хо­дит лишь то­гда, ко­гда вы пол­но­стью скон­цен­три­ро­ва­ны на сво­ем про­тив­ни­ке и ис­поль­зуе­те воз­мож­но­сти сво­его те­ла и нерв­ной сис­те­мы по мак­си­му­му. Ино­гда бы­ва­ет ощу­ще­ние, что все по­лу­ча­ет­ся из рук вон пло­хо, но да­же то­гда не счи­тай­те, что вы те­ряе­те свое вре­мя.
Не счи­тай­те, что стан­дарт­ные прие­мы ата­ки, это ка­кая-то стро­го ус­та­нов­лен­ная схе­ма. Не уда­лась ата­ка сле­ва (омо­тэ) - ата­куй­те спра­ва (ура). Про­ва­ли­лась и эта ата­ка - еще раз ата­куй­те сле­ва. Пло­до­твор­ное кей­ко во мно­гом за­ви­сит от уме­ния вер­но вы­би­рать ата­кую­щие ком­би­на­ции. Кей­ко тре­бу­ет ини­циа­ти­вы и по­зи­тив­но­го мыш­ле­ния, как раз по­то­му, что со­сто­ит из мно­го­крат­но­го по­вто­ре­ния про­стых, ба­зо­вых тех­ник. Не­об­хо­ди­мо по­ни­мать так­же, что ка­ж­дая кон­крет­ная кей­ко и есть ва­ша цель са­ма по се­бе.

На на­чаль­ном эта­пе сво­бод­но при­ме­няй­те ва­за

Час­то, под­чер­ки­вая важ­ность уда­ра мэн, кен­дои­сты го­во­рят "Кей­ко на­чи­на­ет­ся и за­кан­чи­ва­ет­ся с мэн". Од­на­ко ме­ж­ду пер­вым и по­след­ним мэн фех­то­валь­щик со­вер­шен­ст­ву­ет ка­ж­дую из­вест­ную ему тех­ни­ку. Ес­ли пы­тать­ся бить толь­ко мэн, то в ре­зуль­та­те вый­дет су­хая и скуч­ная фор­ма Кен­до, ко­то­рой бу­дет очень не­дос­та­вать ин­тен­сив­но­сти. Что­бы ата­ко­вать мэн, сле­ду­ет оце­нить как те­ку­щее по­ло­же­ние ва­ше­го про­тив­ни­ка, так и лю­бую его воз­мож­ную ре­ак­цию. Ата­ка под­ра­зу­ме­ва­ет дав­ле­ние с це­лью сло­мать стой­ку про­тив­ни­ка. Все ва­ши дви­же­ния долж­ны быть еди­ной плав­ной ком­би­на­ци­ей, на­це­лен­ной на то, что­бы соз­дать брешь на уров­не мэн. На­при­мер, вы мо­же­те со­вер­шить се­рию дви­же­ний, ко­то­рые от­вле­кут вни­ма­ние ва­ше­го про­тив­ни­ка от его мэн и за­ста­вят его по­ду­мать, что вы со­би­рае­тесь ата­ко­вать ко­тэ.
На на­чаль­ном эта­пе так­же важ­но пы­тать­ся от­ра­ба­ты­вать и сво­бод­но ис­поль­зо­вать все ва­за, не­за­ви­си­мо от то­го в со­стоя­нии вы или нет в дан­ный мо­мент при­ме­нять их в джи­кей­ко или в си­ай. Слож­ные ва­за ино­гда под­соз­на­тель­но вы­ска­ки­ва­ют во вре­мя со­рев­но­ва­ний. Та­ким об­ра­зом, кей­ко ста­нет бо­лее глу­бо­ким и зре­лым, что, в свою оче­редь, ук­ре­пит ва­шу уве­рен­ность в се­бе.

Важ­ность "боль­ших" ва­за для на­чи­наю­щих

Я хо­чу под­черк­нуть, что не сле­ду­ет слиш­ком по­ла­гать­ся на ва­за. Сле­ду­ет по­нять, что дух Кен­до в лю­бом слу­чае бо­лее ва­жен чем ва­за, и что этот дух вос­пи­ты­ва­ет­ся имен­но та­ки­ми ба­зо­вы­ми уп­раж­не­ния­ми как ки­ри­кае­си и ка­ка­ри­гей­ко. К со­жа­ле­нию, боль­шин­ст­во лю­дей не лю­бят эти са­мые про­стые и са­мые тя­же­лые эле­мен­ты кей­ко. Од­на­ко со­вер­шен­но не­об­хо­ди­мо по­ни­мать важ­ность этих не­за­мы­сло­ва­тых, тя­же­лых и мо­но­тон­ных уп­раж­не­ний.
Ин­ст­рук­то­рам не ре­ко­мен­ду­ет­ся пе­ре­гру­жать уче­ни­ков де­таль­ны­ми объ­яс­не­ния­ми тех­ник Кен­до, по­то­му что это мо­жет вы­звать из­лиш­ний упор на от­ра­бот­ку ва­за и да­же мо­жет пре­пят­ст­во­вать по­яв­ле­нию у них соб­ст­вен­но­го сти­ля. На­чи­наю­щие долж­ны мак­си­маль­но дол­го де­лать кей­ко, ис­поль­зуя боль­шие, ши­ро­кие за­ма­хи си­ная и чет­кие, вы­ве­рен­ные уда­ры.

Дос­той­но при­ни­май­те удар

Ес­ли вы по­лу­чи­ли удар, то это оз­на­ча­ет, что про­тив­ник вос­поль­зо­вал­ся про­бе­лом в ва­шей кон­цен­тра­ции или ва­шим сла­бым ме­стом - су­ки. К это­му нуж­но от­не­стись со сми­ре­ни­ем и сдер­жан­но­стью, а за­тем об­ду­мать как из­бе­жать по­вто­ре­ния уда­ра в то же ме­сто. Так вы смо­же­те ма­ло-по­ма­лу ис­прав­лять свои ошиб­ки, улуч­шать кей­ко, и у вас поя­вит­ся на­стоя­щий про­гресс.
В Кен­до очень слож­но про­дви­гать­ся без сми­ре­ния, так как фак­ти­че­ски все сво­дит­ся к во­про­су в со­стоя­нии ли вы при­знать свои ошиб­ки и кро­пот­ли­во ра­бо­тать для то­го, что­бы ис­клю­чить их по­вто­ре­ние. Нель­зя, про­пус­тив ата­ку, ду­мать "это не счи­та­ет­ся, по­то­му что это был не пра­виль­ный удар", или "это был все­го лишь сла­бый удар". Не­важ­но на­сколь­ко слаб и не­то­чен про­пу­щен­ный ва­ми удар (да­же ес­ли вме­сто ко­тэ вам про­би­ли по ку­ла­ку): не­об­хо­ди­мо по­нять по­че­му вы про­пус­ти­ли его и как мож­но бы­ло это­го из­бе­жать.

Пе­ре­сту­пай­те че­рез барь­ер

Все име­ет свой ко­нец. Кон­цом вос­хо­ж­де­ния на го­ру яв­ля­ет­ся по­ко­ре­ние ее пи­ка. Но, взо­брав­шись на вер­ши­ну од­ной го­ры, вы мо­же­те пе­рей­ти к сле­дую­ще­му ис­пы­та­нию и по­пы­тать­ся по­ко­рить еще бо­лее вы­со­кую вер­ши­ну. Ко­неч­но, в этом слу­чае не­об­хо­ди­мо рас­смот­реть но­вые фак­то­ры и ус­ло­вия че­рез приз­му сво­его пре­ды­ду­ще­го опы­та.
Так же про­ис­хо­дит и в Кен­до. На­при­мер, на­хо­дясь на уров­не 2 Да­на, не­об­хо­ди­мо при­ни­мать во вни­ма­ние но­вые ас­пек­ты на ба­зе ва­ших ста­рых зна­ний и опы­та. Ат­те­сту­ясь на 3 Дан, не­об­хо­ди­мо не толь­ко под­твер­дить ка­че­ст­ва 2 Да­на, но и вы­пол­нить тре­бо­ва­ния 3 Да­на. То есть, что­бы ид­ти впе­ред час­то бы­ва­ет не­дос­та­точ­но про­сто де­лать то, что вы де­ла­ли рань­ше. Ино­гда не­об­хо­ди­мо ре­шить­ся сде­лать сле­дую­щий шаг и при­нять оп­ре­де­лен­ный риск, да­бы пе­ре­сту­пить этот барь­ер.

Важ­ность сба­лан­си­ро­ван­но­го обу­че­ния

Ко­гда в обу­че­нии де­ла­ет­ся слиш­ком боль­шой упор на ка­кой-то один ас­пект Кен­до, то за­час­тую по­ги­ба­ет внут­рен­ний та­лант фех­то­валь­щи­ка. Хо­ро­шее Кен­до есть ис­клю­чи­тель­но ре­зуль­тат упор­ст­ва и ори­ги­наль­но­сти, но, по­хо­же, в по­след­нее вре­мя та­кое яв­ле­ние ста­ло очень ред­ко. Как уже от­ме­ча­лось ра­нее, прак­ти­ка Кен­до за­клю­ча­ет­ся в кро­пот­ли­вой ра­бо­те над тех­ни­че­ской пра­виль­но­стью ва­за и в по­сто­ян­ном по­вто­ре­нии ба­зо­вых уп­раж­не­ний. Од­на­ко, к со­жа­ле­нию, по­след­ние го­ды оз­на­ме­но­ва­лись об­рат­ной тен­ден­ци­ей. Кор­нем этой про­бле­мы яв­ля­ет­ся со­рев­но­ва­тель­ность и из­лиш­нее бес­по­кой­ст­во о по­бе­де или по­ра­же­нии.
Это не зна­чит, что я воз­ра­жаю про­тив боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва еже­год­ных со­рев­но­ва­ний в Япо­нии, на­обо­рот, по мо­ему мне­нию, же­лаю­щим сра­жать­ся в тур­ни­рах не­об­хо­ди­мо да­вать та­кую воз­мож­ность. Од­на­ко все ча­ще но­вич­ков обу­ча­ют при­клад­ным тех­ни­кам поч­ти сра­зу по­сле на­ча­ла за­ня­тий, а в ре­зуль­та­те ста­но­вит­ся труд­но прак­ти­ко­вать пра­виль­ное и все­сто­рон­не раз­ви­тое Кен­до. Од­на из при­чин это­го за­клю­ча­ет­ся и в том, что сей­час мно­гие япон­цы на­чи­на­ют за­ни­мать­ся Кен­до с це­лью сде­лать се­бе имя. Эти лю­ди глу­бо­ко оши­ба­ют­ся, счи­тая, что по­стиг­ли ис­тин­ную суть Кен­до, лишь из-за то­го, что их под­на­тас­ка­ли не­сколь­ким прие­мам, по­лез­ным для по­бе­ды в по­един­ках. На­чи­наю­щим, по край­ней ме­ре на пер­вых эта­пах, сле­ду­ет бо­лее все­го стре­мить­ся к по­бе­де над со­бой, а не над про­тив­ни­ком.

Меч - ва­ша ду­ша

Все­гда сле­ду­ет пом­нить, что в ва­шем Кен­до очень точ­но от­ра­жа­ет­ся ва­ша лич­ность. У че­ло­ве­ка со сла­бым ха­рак­те­ром бу­дет не­бреж­ное и не­ста­биль­ное Кен­до. Что­бы прак­ти­ко­вать боль­шое Кен­до нуж­но иметь боль­шую ду­шу. Кра­си­вая ма­не­ра Кен­до вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся как след­ст­вие боль­шо­го жиз­нен­но­го опы­та. Весь ваш опыт и ваш стиль жиз­ни не­из­беж­но про­явят­ся в ва­шем Кен­до.
Ес­ли вы хо­ти­те по­нять сущ­ность Кен­до не­об­хо­ди­мо ста­ра­тель­но вос­пи­ты­вать ум, ду­шу и те­ло. Эн­ту­зи­азм, пре­дан­ность де­лу и це­ле­уст­рем­лен­ность - вот важ­ней­шие не­об­хо­ди­мые для ус­пе­ха в Кен­до ка­че­ст­ва. Макс Ве­бер пи­сал, "Лю­ди, у ко­то­рых не хва­та­ет эн­ту­зи­аз­ма про­вес­ти всю жизнь, ис­сле­дуя од­ну по­те­рян­ную бу­к­ву в ка­ком-ни­будь древ­нем по­лу­ист­лев­шем ма­ну­ск­рип­те, не­год­ны для серь­ез­ной нау­ки." Так и в Кен­до есть лю­ди, ко­то­рые го­во­рят, "Я де­лаю кей­ко лишь для то­го, что­бы про­бить один един­ст­вен­ный со­вер­шен­ный удар мэн". Это - один из важ­ней­ших прин­ци­пов Кен­до, по­ка­зы­ваю­щий, что за­ня­тия этим ис­кус­ст­вом ин­те­рес­ны са­ми по се­бе, и что их це­лью не яв­ля­ют­ся сла­ва или хва­стов­ст­во. Та­ким об­ра­зом, здесь со­вер­шен­но не­об­хо­ди­ма це­ле­уст­рем­лен­ность, без ожи­да­ния ка­кой-то ма­те­ри­аль­ной вы­го­ды.

Кен­до бес­ко­неч­но

Как бы вы от­ве­ти­ли на во­прос о при­чи­не ва­ших за­ня­тий Кен­до? От­ве­ты раз­ных лю­дей бу­дут силь­но от­ли­чать­ся друг от дру­га, в за­ви­си­мо­сти от воз­рас­та и дру­гих фак­то­ров. Од­на­ко при­чи­ны, по ко­то­рым вы за­ни­мае­тесь Кен­до со­вер­шен­но не­об­хо­ди­мо чет­ко осоз­на­вать. И, хо­тя ис­кус­ст­во Кен­до дей­ст­ви­тель­но под­ра­зу­ме­ва­ет уча­стие в схват­ках на ме­чах с про­тив­ни­ком, оно со­вер­шен­но оп­ре­де­лен­но не пред­на­зна­че­но для то­го, что­бы:
драть­ся с дру­ги­ми людь­ми;
те­шить свое тще­сла­вие;
уни­жать дру­гих;
за­ра­ба­ты­вать ре­пу­та­цию;
де­лать день­ги.
Все­гда пом­ни­те это.
Бы­ва­ют так­же лю­ди за­ни­маю­щие­ся с эн­ту­зи­аз­мом, но же­лаю­щие бы­ст­рых ви­ди­мых ре­зуль­та­тов. Здесь на­до на­брать­ся тер­пе­ния и пом­нить, что про­гресс в Кен­до про­яв­ля­ет­ся да­ле­ко не сра­зу и что про­цесс час­то важ­нее ре­зуль­та­та. Гон­ка за су­ет­ны­ми це­ля­ми и по­та­ка­ние сво­им ам­би­ци­ям очень от­ри­ца­тель­но ска­жут­ся на ва­шем Кен­до.
Боль­шой ошиб­кой бу­дет ду­мать, что тех­ни­че­ское мас­тер­ст­во ав­то­ма­ти­че­ски по­мо­жет вам по­стичь сущ­ность Кен­до: Кен­до бес­ко­неч­но, по­это­му вме­сто то­го, что­бы бес­по­ко­ить­ся о по­бе­де или по­ра­же­нии, ра­бо­тай­те над улуч­ше­ни­ем са­мо­го се­бя.

Из­бе­гай­те за­ня­тий в оди­но­че­ст­ве

Дей­ст­ви­тель­но в Кен­до тре­бу­ет­ся и оп­ре­де­лен­ная сте­пень са­мо­стоя­тель­ной ра­бо­ты. Но все же, ес­ли вы бу­де­те за­ни­мать­ся от­дель­но и сле­до­вать сво­им соб­ст­вен­ным же­ла­ни­ям, то ес­ли у вас име­ет­ся ка­кой-то при­род­ный та­лант, он не­из­беж­но за­чах­нет так и не рас­пус­тив­шись. Что­бы рас­цвел бу­тон ва­ших при­род­ных да­ро­ва­ний не­об­хо­ди­мо от­та­чи­вать тех­ни­ку и дух под ру­ко­во­дством хо­ро­ше­го ин­ст­рук­то­ра. Пер­во­класс­но­го Кен­до, как в тех­ни­че­ском, так и в ду­хов­ном пла­не, не­воз­мож­но дос­тичь при са­мо­стоя­тель­ных за­ня­ти­ях. Ста­рые мас­те­ра ме­ча рос­ли, учась на сла­бо­стях и пе­ре­ни­мая силь­ные сто­ро­ны сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков. Так и для то­го, что­бы за­ни­мать­ся Кен­до, не­об­хо­ди­мо иметь учи­те­ля и на­блю­дать его по­ве­де­ние в Дод­зе и в по­все­днев­ной жиз­ни.

Щу­гио

Щу­гио - тра­ди­ци­он­ный ме­тод обу­че­ния - уже не час­то встре­ча­ет­ся в ми­ре Кен­до. Щу­гио под­ра­зу­ме­ва­ет тра­ди­цию по ко­то­рой уче­ник, по­лу­чив раз­ре­ше­ние, се­лит­ся до­ма у мас­те­ра и жи­вет там в те­че­ние оп­ре­де­лен­но­го вре­ме­ни. Это во­все не­обя­за­тель­но оз­на­ча­ет, что у не­го ста­но­вит­ся боль­ше вре­ме­ни для кей­ко: на­обо­рот, боль­шая часть вре­ме­ни ухо­дит на вы­пол­не­ние раз­но­го ро­да ра­бо­ты по до­му, на­при­мер, на стир­ку и убор­ку. Од­на­ко у уче­ни­ка по­яв­ля­ет­ся очень хо­ро­шая воз­мож­ность на­блю­дать за тем, как мас­тер обу­ча­ет дру­гих, что яв­ля­ет­ся луч­шей воз­мож­ной под­го­тов­кой. На­блю­дая за на­став­ни­ком и слу­шая его объ­яс­не­ния, он при­об­ре­та­ет бес­цен­ный опыт, как в тех­ни­че­ском, так и в тео­ре­ти­че­ском и ме­то­ди­че­ском от­но­ше­нии. Сле­дуя еже­днев­но­му рит­му жиз­ни мас­те­ра, уче­ник при­об­ре­та­ет его ма­не­ру и по­ни­ма­ние Кен­до, а так­же пе­ре­ни­ма­ет его от­но­ше­ние к ис­кус­ст­ву. Ес­ли вду­мать­ся в мас­штаб влия­ния, ко­то­рое ока­зы­ва­ет­ся на уче­ни­ка, то мож­но по­нять на­сколь­ко не­лег­ко по­ло­же­ние мас­те­ра.
В на­ше вре­мя лишь очень не­мно­гие кен­дои­сты жи­вут с мас­те­ром, боль­шин­ст­во ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся лишь по­се­ще­ни­ем близ­ле­жа­ще­го Дод­зе. Од­на­ко и в та­ком слу­чае пре­по­да­ва­тель не дол­жен за­бы­вать, что по­сто­ян­но на­хо­дит­ся под на­блю­де­ни­ем уче­ни­ков. Мо­ло­дые лю­ди по­доб­ны се­ме­нам, ко­то­рым пред­сто­ит взой­ти и со­зреть. Од­на­ко бу­ду­щий уро­жай на­пря­мую за­ви­сит от ка­че­ст­ва по­се­ва, по­это­му по­нят­но по­че­му так ва­жен ме­тод пре­по­да­ва­ния.

Сле­дуй­те за стар­ши­ми

В Кен­до час­то го­во­рят, что во вре­мя кей­ко нуж­но "сле­до­вать за стар­ши­ми".
"Стар­ший" - это мас­тер, ин­ст­рук­тор, опыт­ный уче­ник или про­сто бо­лее по­ни­маю­щий кен­до­ист. При на­ли­чии у не­го не­об­хо­ди­мых ка­честв, "стар­ший" мо­жет да­же быть млад­ше вас. "Сле­до­вать" оз­на­ча­ет ока­зы­вать это­му че­ло­ве­ку ува­же­ние и учить­ся у не­го с от­кры­тым умом. Ес­ли у вас бу­дет пря­мое, от­кры­тое и ува­жи­тель­ное от­но­ше­ние к "стар­шим", то вы в кон­це кон­цов смо­же­те дос­тичь их уров­ня. Вот что под­ра­зу­ме­ва­ет­ся под сло­ва­ми "сле­до­вать за стар­ши­ми". На­до стре­мить­ся к идеа­лам ко­го-то, кто луч­ше вас и кто яв­ля­ет со­бою дос­той­ный при­мер для под­ра­жа­ния.

За дву­мя зай­ца­ми по­го­нишь­ся, ни од­но­го не пой­ма­ешь

Эта по­сло­ви­ца есть, по­жа­луй, у всех на­ро­дов. Дру­ги­ми сло­ва­ми, ес­ли вас одо­ле­ва­ет алч­ность, и вы пы­тае­тесь по­лу­чить две ве­щи сра­зу, то не по­лу­чи­те ни­че­го. Так же и в Кен­до. Что­бы одо­леть пер­вую сту­пень Кен­до, ко­гда все ка­жет­ся очень слож­ным и за­тем по­сте­пен­но рас­ти, вам по­тре­бу­ют­ся упор­ст­во и са­мо­от­да­ча. Что­бы дос­тичь че­го-то ве­ли­ко­го, тре­бу­ет­ся по­ста­вить на кон всю свою жизнь. Это тре­бу­ет боль­шой лич­но­сти. Все это ве­ли­ко­леп­но от­ра­жа­ет сле­дую­щая по­сло­ви­ца: "Од­на до­ро­га ве­дет к ты­ся­чам свер­ше­ний".
К со­жа­ле­нию, мно­гим ка­жет­ся, что тра­ва зе­ле­нее на дру­гом хол­ме. Мно­гие лю­ди не в со­стоя­нии ус­по­ко­ить­ся и рас­сла­бить­ся с тем, что­бы це­ле­уст­рем­лен­но сле­до­вать в пра­виль­ном на­прав­ле­нии. Нет ни­че­го слож­нее, чем пол­но­стью со­сре­до­то­чить­ся на од­ной це­ли, не да­вая ни­че­му от­влечь се­бя.
Но на­до ска­зать, что в Кен­до, да­же дос­тиг­нув воз­рас­та 70 - 80 лет, ни­ко­гда нель­зя по­чи­вать на лав­рах. В Кен­до все­гда есть ре­зерв для но­вых свер­ше­ний, есть но­вые го­ри­зон­ты к ко­то­рым мож­но стре­мить­ся. Глав­ное здесь - соз­дать в се­бе внут­рен­ний ре­зерв, ко­то­рый ни­ко­гда не ис­сяк­нет. Дру­ги­ми сло­ва­ми, важ­но сле­дить, что­бы ва­ша во­ля к за­ня­ти­ям Кен­до не ос­ла­бе­ва­ла, и что­бы вы по­сто­ян­но стре­ми­лись к рос­ту.
Не­дав­но поя­ви­лась тен­ден­ция к бо­лее ши­ро­ко­му под­хо­ду, к ди­вер­си­фи­ка­ции не­же­ли чем к спе­циа­ли­за­ции. Ос­те­ре­гай­тесь это­го и не пы­тай­тесь быть мас­те­ром на все ру­ки. Пом­ни­те: за дву­мя зай­ца­ми по­го­нишь­ся, ни од­но­го не пой­ма­ешь.

Чет­кая и точ­ная ра­бо­та во вре­мя кей­ко

Край­не ред­ко слу­ча­ет­ся, что фех­то­валь­щи­ки по­ка­зы­ва­ют се­бя луч­ше на со­рев­но­ва­ни­ях, чем во вре­мя обыч­ных кей­ко. Бо­лее то­го, мно­гие вы­сту­па­ют да­же ху­же сво­его обыч­но­го уров­ня из-за нер­воз­но­сти. Та­ким об­ра­зом, важ­но пра­виль­но за­ни­мать­ся во вре­мя обыч­ных кей­ко, что­бы не вый­ти из ко­леи на со­рев­но­ва­ни­ях.
Это оз­на­ча­ет, что нуж­но по­сто­ян­но стре­мить­ся к то­му, что­бы пер­во­му на­нес­ти чет­кий удар без из­лиш­них, пус­тых дви­же­ний. Так­же на­до по­сто­ян­но быть на­сто­ро­же к про­тив­ни­ку. То есть, ка­ж­дое кей­ко долж­но пол­но­стью про­хо­дить в пи­ке вни­ма­ния.

Убор­ка то­же часть кей­ко

Тща­тель­ная убор­ка мес­та, где вы тре­ни­руе­тесь, очень важ­на по не­сколь­ким при­чи­нам. Она хо­ро­шо ук­ре­п­ля­ет мыш­цы ног и спи­ны и по­мо­га­ет вой­ти в пра­виль­ное со­стоя­ние ду­ха. Так как кен­дои­сты за­ни­ма­ют­ся бо­си­ком, очень важ­но что­бы на по­лу не бы­ло ни­че­го, что мо­жет по­ра­нить но­ги (на­при­мер, ос­кол­ки си­ная). Кро­ме то­го, ес­ли на по­лу грязь и пыль, то все это бу­дет вды­хать­ся фех­то­валь­щи­ка­ми во вре­мя кей­ко.

За­ня­тия в боль­шом Дод­зе

Кей­ко мож­но про­во­дить по раз­но­му, в за­ви­си­мо­сти от раз­ме­ров Дод­зе. В ма­лень­ком за­ле воз­мож­но прак­ти­ко­вать толь­ко ни­дан-ва­за (тех­ни­ки с дву­мя ша­га­ми) и сан­дан-ва­за (с тре­мя ша­га­ми), ина­че гро­зит столк­но­ве­ние со сте­ной. То есть не­воз­мож­но прак­ти­ко­вать рен­зо­ку-ва­за (не­пре­рыв­ные ата­ки). Один из спо­со­бов прак­ти­ко­вать аси-са­ба­ки (пе­ре­дви­же­ния) в ма­лень­ком Дод­зе - это не­пре­рыв­но де­лать су­ри-аси на рас­стоя­нии в при­мер­но 20 мет­ров. Для это­го мож­но по­ло­жить си­най за спи­ну, удер­жи­вая его из­ги­бом лок­тей сво­бод­но ви­ся­щих рук. Смот­реть сле­ду­ет пря­мо пе­ред со­бой, грудь вы­пя­тить, сле­дя за тем, что­бы те­ло не на­кло­ня­лось впе­ред.
Рен­зо­ку-ва­за так­же от­ра­ба­ты­ва­ет­ся с "те­нью", т.е. с во­об­ра­жае­мым про­тив­ни­ком. Для это­го все вы­страи­ва­ют­ся в ряд и од­но­вре­мен­но де­ла­ют рен­зо­ку-мен или рен­зо­ку-ко­тэ. Здесь важ­но сле­дить, что­бы ле­вая но­га не за­сту­па­ла впе­ред во вре­мя фу­ми-ко­ми-аси. Нель­зя за­кре­по­щать­ся, по­то­му что то­гда ваш за­мах ес­те­ст­вен­ным об­ра­зом ста­нет мень­ше. А это­го сле­ду­ет из­бе­гать, про­во­дя ров­ный ши­ро­кий за­мах пря­мо над го­ло­вой во вре­мя ка­ж­до­го уда­ра.

Му­ща Щу­гио

Тер­мин "му­ща щу­гио" не­сколь­ко ус­та­рел, по­то­му что от­но­сил­ся к обы­чаю пе­рио­да Эдо (1603-1868), со­глас­но ко­то­ро­му са­му­раи, изу­чаю­щие Во­ин­ские Ис­кус­ст­ва хо­ди­ли по стра­не за­ни­ма­ясь в раз­лич­ных Дод­зе, да­бы усо­вер­шен­ст­во­вать свои на­вы­ки. В на­ше вре­мя та­кое то­же слу­ча­ет­ся, но этим тер­ми­ном уже не поль­зу­ют­ся.
Ес­ли вы бу­де­те по­сто­ян­но ра­бо­тать с од­ни­ми и те­ми же парт­не­ра­ми, то уро­вень ва­шей мо­би­ли­зо­ван­но­сти не­из­беж­но по­ни­зит­ся и кей­ко ут­ра­тит свою све­жесть. Ко­гда та­кое про­ис­хо­дит, мож­но вне­сти но­виз­ну и зна­чи­тель­но ожи­вить свою прак­ти­ку Кен­до, от­пра­вив­шись за­ни­мать­ся в дру­гое ме­сто, или да­же в со­вер­шен­но дру­гой ре­ги­он. На­при­мер, ле­том мож­но по­ехать в рай­он со зна­чи­тель­но бо­лее жар­ким кли­ма­том чем у вас, а зи­мой - в рай­он с бо­лее хо­лод­ным кли­ма­том, та­ким об­ра­зом вы ста­ви­те пе­ред со­бой все но­вые ис­пы­та­ния. Од­на­ко пре­одо­лев их, вы очень ук­ре­пи­те свое чув­ст­во уве­рен­но­сти в се­бе. За­ни­ма­ясь та­ким об­ра­зом сно­ва и сно­ва вы очень уси­ли­те свой Во­ин­ский Дух. И, на­ко­нец, та­кой опыт обо­га­тит и усо­вер­шен­ст­ву­ет вас как лич­ность.
Му­ща щу­гио - очень по­ло­жи­тель­ная тра­ди­ция, не­су­щая гро­мад­ную поль­зу.

При­ло­же­ние I. Фу­ми-ко­ми-аси.

Фу­ми-ко­ми-аси - на­зва­ние ата­кую­ще­го ша­га с уда­ром пра­вой ступ­ней о пол. Не­пра­виль­ное ис­пол­не­ние это­го дви­же­ния все­гда вы­зы­ва­ет бо­лез­нен­ные уши­бы, по­то­му что в мо­мент со­при­кос­но­ве­ния по­ла и по­дош­вы пра­вой ступ­ни ге­не­ри­ру­ет­ся гро­мад­ная си­ла. Си­ла фу­ми-ко­ми-аси яв­ля­ет­ся важ­ным фак­то­ром, пря­мо влияю­щим на си­лу уда­ра си­на­ем, на пра­виль­ность осан­ки и на вос­ста­нов­ле­ние ба­лан­са по­сле ата­ки.
Хо­тя сей­час мно­гие Дод­зе ос­на­ще­ны по­ла­ми на пру­жи­нах, час­то слу­ча­ют­ся трав­

Kyumeikan Екатеринбург

Адрес: г. Екатеринбург, Ул. Ткачей 11 СК "ЛУЧ". группа vkontakte: //vkontakte.ru/club19886851


Телефон: +79049836866

E-mail: kendo.eka@ya.ru

Конструктор сайтов - uCoz