Кендо (Kendo - The Definitive Guide)
Хироши Озава (Hiroshi Ozawa)
Введение
Что такое Кендо?
Искусство Кендо как часть культуры Японии имеет очень древнюю историю. Первоначально Кендо представляло собой искусство владения мечом, но по мере накопления наблюдений о проявлявшихся на поле боя законах природы, и в результате постепенного развития оно превратилось в нечто большее.
Кендо можно условно разделить на три составляющие:
1. Тело - как держать меч, маай (дистанция между противниками) и т.д.
2. Меч - техника нанесения удара, выбор момента для атаки и т.д.
3. Дух - правильный внутренний настрой.
Эти три элемента полезны для понимания основного содержания Кендо, но на практике они настолько тесно взаимосвязаны, что отличия между ними не всегда очевидны. В любом случае, желающим изучать это Воинское Искусство необходимо сначала понять, что Кендо - это нечто гораздо большее, нежели метод победы над противником.
Для чего практиковать Кендо?
Причины изучения Кендо сильно разнились на разных этапах развития этого искусства и находились в зависимости от складывавшихся в каждый конкретный исторический период социальных условий.
У каждого начинающего могут иметься особенные мотивы для занятий, но в общем можно сказать, что цель современного Кендо - развитие здорового тела и сознания в результате продолжительного периода строгой практики (кейко). В настоящее время, в Японии Кендо занимаются от четырех до пяти миллионов человек: в школах, на работе, в полицейских участках и во многочисленных частных залах (Додзе).
В спортивном смысле Кендо представляет собой технику нанесения ударов синаем (бамбуковым мечом) по определенным местам тела противника. Однако от остальных видов спорта Кендо отличается своим духом, прошедшим сквозь столетия в неизменном виде. Изначальным девизом Кендо было - "Победа означает жизнь, поражение означает смерть". И, хотя сейчас эти слова нельзя понимать буквально, такой дух является основой серьезной практики Кендо и имеет непосредственное отношение к формированию гармонично развитого человеческого существа: в физическом, духовном и социальном отношениях.
Данные советы могут способствовать правильному пониманию практики Кендо:
1. На время кейко избавьтесь от всякого ложного чувства товарищества. То есть, пока на вас надет мэн (шлем), противник должен восприниматься вами как смертельный враг, а кейко - как жестокая схватка один на один.
2. Следует понять, что у каждого человека собственный стиль и понимание Кендо, которые необходимо уважать, в то же время сохраняя гармонию в группе.
3. Кейко должно проводиться с полной духовной (кихаку), физической и технической самоотдачей.
4. Каждое кейко и каждый удар во время кейко должны проводиться, как будто это ваш единственный и последний шанс.
5. Изо всех сил стремитесь к самосовершенствованию через кейко.
6. Поднимите свое Кендо на новый уровень, занимаясь кейко ради самого кейко. Следует всегда помнить, что Кендо - это не что-то, что вы знаете, или что-то, чем можно овладеть, а процесс, приносящий вам удовольствие. Продвижение в Кендо происходит неосознанно и лишь спустя определенный промежуток времени.
Культивируйте искреннее и великодушное отношение к противнику
Несмотря на то, что Кендо прошло через несколько этапов развития, его сущность (хоншицу) осталась неизменной: один человек противостоит другому с синаем в руках, разум сталкивается с разумом и происходит атака. В результате правильной и искренней практики и полной самоотдачи во время кейко закаляется дух и происходит облагораживание человеческой личности. С первого взгляда, это парадоксально, ибо может ли воспитать и облагородить человека выявление слабых мест противника и их последующее поражение мечом? Однако, здесь необходимо отметить, что Кендо культивируется в окружении, оторванном от повседневной жизни. А сам акт нападения или защиты осуществляется не с целью убить противника или нанести ему ранение, а является скорее актом сотрудничества и взаимной помощи в совершенствовании.
Совершенно необходимо всегда уважать противника и признавать его человеческую сущность, в то же время сражаясь с ним изо всех сил. Таким образом, фехтовальщики и способствуют взаимному воспитанию и продвижению в искусстве. Строгие правила соревнований Кендо существуют как раз для того, чтобы поддерживать этот жизненно важный баланс.
Победа над противником важна в Кендо, но одинаково важно и победить самого себя, оказавшись в тяжелой ситуации. Иными словами, при занятиях Кендо совершенно необходимо культивировать идею самоотречения, способствующую облагораживанию личности.
Женщины и Кендо
В настоящее время в США больше женщин, нежели мужчин начинают заниматься Кендо. Согласно существующим прогнозам, в следующем веке эта тенденция сохранится и усилится, так что возможно даже, что когда-то Кендо будет заниматься больше женщин чем мужчин. Причины такой тенденции не совсем ясны, однако очевидно, что Кендо дает женщинам что-то, чего не могут предложить другие искусства.
Уже давно многих женщин привлекают такие искусства как Дзюдо и Айкидо, во многом из-за их желания овладеть определенными навыками самозащиты. Однако Кендо не входит в категорию искусств, дающих навыки самообороны без оружия. Следовательно, женщины приходят в Кендо по каким-то другим причинам. Вот какие объяснения дают японки, практикующие это Воинское Искусство. Кендо не только снимает стресс и культивирует чувство физического и духовного благополучия (как, впрочем, и многие другие искусства), но и дисциплинирует характер, укрепляет силу воли. Кроме того, эти качества воспитываются в безопасных условиях, поскольку в Кендо используются специальные защитные доспехи.
Здесь необходимо подчеркнуть, что женщины практикуют Кендо совершенно так же, как и мужчины.
Таким образом, основой Кендо является не физическая сила, а правильное ваза (техника) и духовный настрой, поэтому оно одинаково подходит для обоих полов. И нынешняя тенденция в Америке очень обнадеживает.
Этикет
В Кендо фехтовальщики одевают доспехи и, используя синай, пытаются нанести рубящий или колющий удар в определенные места на теле противника. Обмен ударами позволяет каждому из партнеров определить свои слабые места и недостатки. Поэтому, пропустив удар, необходимо осознать, что здесь у вас имеется слабое место. Конечно, не очень приятно оказаться на получающей стороне успешно проведенного удара, и бывает, что некоторых людей это так расстраивает, что они пытаются "отыграться" и кейко становится довольно грубым. Однако в результате этого у них появляется больше суки (открытых мест), и они пропускают еще больше ударов. Такого следует избегать.
Парадоксально, но успех в Кендо напрямую зависит от способности сохранять боевой дух, в то же время постоянно выказывая уважение к противнику. Если у вас будет отсутствовать одна из этих составных частей, то ваше Кендо будет очень шатким. Для того, чтобы извлечь от кейко максимальную пользу, следует строго соблюдать этикет Кендо. Правильный этикет не только способствует созданию оптимальной атмосферы во время занятий, но и является основой красоты искусства Кендо.
То, что вы получили удар, означает что у вас есть суки. Таким образом, ваш противник помогает вам, указывая на слабые места, а ваше дело - приложить все усилия, чтобы в следующий раз не получить такого же удара. Суки устраняются лишь постепенно, в результате многократных повторений и упорной работы над собой. Никогда нельзя почивать на лаврах, даже находясь на высшем уровне. В Кендо прогрессу предела нет.
Помимо чисто формального этикета Кендо, регламентирующего то, как сидеть, стоять и т.д., существует еще "этикет сердца", заключающийся в открытом и честном отношении к практике Кендо и в страстном желании самосовершенствования.
Кейко и повторение базовых техник
Фактически кейко представляет собой вид физической деятельности. Мускулатура в Кендо наращивается и тренируется посредством непрерывного ежедневного повторения базовых техник. Это требует немалого терпения, поэтому научитесь получать от этого удовольствие, иначе же будет просто невозможно. К сожалению, мускулы, использующиеся в Кендо, быстро атрофируются если их постоянно не тренировать.
Объяснения и действия инструктора могут быть понятны и могут казаться легкими и естественными. Однако для того, чтобы "запомнить" правильную технику вашему телу потребуется долгое время и упорная работка. В лишь постепенно, мало по малу появятся скорость, мышечная сила и техническое мастерство.
Данная диаграмма показывает смещение акцента с физической на духовную сторону Кендо по мере роста мастерства занимающегося. Как вы можете видеть, на начальном этапе доминирует физический (внешний) подход, но с прогрессом фехтовальщика большую важность приобретает духовный (внутренний) аспект.
К каждой кейко следует подходить очень серьезно: так, как будто это ваше последнее кейко. То есть, заниматься нужно с таким внутренним настоем: "это моя последняя возможность поработать, поэтому я должен полностью выложиться, чтобы потом не жалеть." Дело в том, что у многих есть какое-то ленивое отношение к кейко, из-за того, что они думают, что могут заниматься в любое время. Но такое настроение будет непременно препятствовать вашему росту, даже при ежедневных тренировках. Настоящий прогресс приходит лишь тогда, когда вы полностью сконцентрированы на своем противнике и используете возможности своего тела и нервной системы по максимуму. Иногда бывает ощущение, что все получается из рук вон плохо, но даже тогда не считайте, что вы теряете свое время.
Не считайте, что стандартные приемы атаки, это какая-то строго установленная схема. Не удалась атака слева (омотэ) - атакуйте справа (ура). Провалилась и эта атака - еще раз атакуйте слева. Плодотворное кейко во многом зависит от умения верно выбирать атакующие комбинации. Кейко требует инициативы и позитивного мышления, как раз потому, что состоит из многократного повторения простых, базовых техник. Необходимо понимать также, что каждая конкретная кейко и есть ваша цель сама по себе.
На начальном этапе свободно применяйте ваза
Часто, подчеркивая важность удара мэн, кендоисты говорят "Кейко начинается и заканчивается с мэн". Однако между первым и последним мэн фехтовальщик совершенствует каждую известную ему технику. Если пытаться бить только мэн, то в результате выйдет сухая и скучная форма Кендо, которой будет очень недоставать интенсивности. Чтобы атаковать мэн, следует оценить как текущее положение вашего противника, так и любую его возможную реакцию. Атака подразумевает давление с целью сломать стойку противника. Все ваши движения должны быть единой плавной комбинацией, нацеленной на то, чтобы создать брешь на уровне мэн. Например, вы можете совершить серию движений, которые отвлекут внимание вашего противника от его мэн и заставят его подумать, что вы собираетесь атаковать котэ.
На начальном этапе также важно пытаться отрабатывать и свободно использовать все ваза, независимо от того в состоянии вы или нет в данный момент применять их в джикейко или в сиай. Сложные ваза иногда подсознательно выскакивают во время соревнований. Таким образом, кейко станет более глубоким и зрелым, что, в свою очередь, укрепит вашу уверенность в себе.
Важность "больших" ваза для начинающих
Я хочу подчеркнуть, что не следует слишком полагаться на ваза. Следует понять, что дух Кендо в любом случае более важен чем ваза, и что этот дух воспитывается именно такими базовыми упражнениями как кирикаеси и какаригейко. К сожалению, большинство людей не любят эти самые простые и самые тяжелые элементы кейко. Однако совершенно необходимо понимать важность этих незамысловатых, тяжелых и монотонных упражнений.
Инструкторам не рекомендуется перегружать учеников детальными объяснениями техник Кендо, потому что это может вызвать излишний упор на отработку ваза и даже может препятствовать появлению у них собственного стиля. Начинающие должны максимально долго делать кейко, используя большие, широкие замахи синая и четкие, выверенные удары.
Достойно принимайте удар
Если вы получили удар, то это означает, что противник воспользовался пробелом в вашей концентрации или вашим слабым местом - суки. К этому нужно отнестись со смирением и сдержанностью, а затем обдумать как избежать повторения удара в то же место. Так вы сможете мало-помалу исправлять свои ошибки, улучшать кейко, и у вас появится настоящий прогресс.
В Кендо очень сложно продвигаться без смирения, так как фактически все сводится к вопросу в состоянии ли вы признать свои ошибки и кропотливо работать для того, чтобы исключить их повторение. Нельзя, пропустив атаку, думать "это не считается, потому что это был не правильный удар", или "это был всего лишь слабый удар". Неважно насколько слаб и неточен пропущенный вами удар (даже если вместо котэ вам пробили по кулаку): необходимо понять почему вы пропустили его и как можно было этого избежать.
Переступайте через барьер
Все имеет свой конец. Концом восхождения на гору является покорение ее пика. Но, взобравшись на вершину одной горы, вы можете перейти к следующему испытанию и попытаться покорить еще более высокую вершину. Конечно, в этом случае необходимо рассмотреть новые факторы и условия через призму своего предыдущего опыта.
Так же происходит и в Кендо. Например, находясь на уровне 2 Дана, необходимо принимать во внимание новые аспекты на базе ваших старых знаний и опыта. Аттестуясь на 3 Дан, необходимо не только подтвердить качества 2 Дана, но и выполнить требования 3 Дана. То есть, чтобы идти вперед часто бывает недостаточно просто делать то, что вы делали раньше. Иногда необходимо решиться сделать следующий шаг и принять определенный риск, дабы переступить этот барьер.
Важность сбалансированного обучения
Когда в обучении делается слишком большой упор на какой-то один аспект Кендо, то зачастую погибает внутренний талант фехтовальщика. Хорошее Кендо есть исключительно результат упорства и оригинальности, но, похоже, в последнее время такое явление стало очень редко. Как уже отмечалось ранее, практика Кендо заключается в кропотливой работе над технической правильностью ваза и в постоянном повторении базовых упражнений. Однако, к сожалению, последние годы ознаменовались обратной тенденцией. Корнем этой проблемы является соревновательность и излишнее беспокойство о победе или поражении.
Это не значит, что я возражаю против большого количества ежегодных соревнований в Японии, наоборот, по моему мнению, желающим сражаться в турнирах необходимо давать такую возможность. Однако все чаще новичков обучают прикладным техникам почти сразу после начала занятий, а в результате становится трудно практиковать правильное и всесторонне развитое Кендо. Одна из причин этого заключается и в том, что сейчас многие японцы начинают заниматься Кендо с целью сделать себе имя. Эти люди глубоко ошибаются, считая, что постигли истинную суть Кендо, лишь из-за того, что их поднатаскали нескольким приемам, полезным для победы в поединках. Начинающим, по крайней мере на первых этапах, следует более всего стремиться к победе над собой, а не над противником.
Меч - ваша душа
Всегда следует помнить, что в вашем Кендо очень точно отражается ваша личность. У человека со слабым характером будет небрежное и нестабильное Кендо. Чтобы практиковать большое Кендо нужно иметь большую душу. Красивая манера Кендо вырабатывается как следствие большого жизненного опыта. Весь ваш опыт и ваш стиль жизни неизбежно проявятся в вашем Кендо.
Если вы хотите понять сущность Кендо необходимо старательно воспитывать ум, душу и тело. Энтузиазм, преданность делу и целеустремленность - вот важнейшие необходимые для успеха в Кендо качества. Макс Вебер писал, "Люди, у которых не хватает энтузиазма провести всю жизнь, исследуя одну потерянную букву в каком-нибудь древнем полуистлевшем манускрипте, негодны для серьезной науки." Так и в Кендо есть люди, которые говорят, "Я делаю кейко лишь для того, чтобы пробить один единственный совершенный удар мэн". Это - один из важнейших принципов Кендо, показывающий, что занятия этим искусством интересны сами по себе, и что их целью не являются слава или хвастовство. Таким образом, здесь совершенно необходима целеустремленность, без ожидания какой-то материальной выгоды.
Кендо бесконечно
Как бы вы ответили на вопрос о причине ваших занятий Кендо? Ответы разных людей будут сильно отличаться друг от друга, в зависимости от возраста и других факторов. Однако причины, по которым вы занимаетесь Кендо совершенно необходимо четко осознавать. И, хотя искусство Кендо действительно подразумевает участие в схватках на мечах с противником, оно совершенно определенно не предназначено для того, чтобы:
драться с другими людьми;
тешить свое тщеславие;
унижать других;
зарабатывать репутацию;
делать деньги.
Всегда помните это.
Бывают также люди занимающиеся с энтузиазмом, но желающие быстрых видимых результатов. Здесь надо набраться терпения и помнить, что прогресс в Кендо проявляется далеко не сразу и что процесс часто важнее результата. Гонка за суетными целями и потакание своим амбициям очень отрицательно скажутся на вашем Кендо.
Большой ошибкой будет думать, что техническое мастерство автоматически поможет вам постичь сущность Кендо: Кендо бесконечно, поэтому вместо того, чтобы беспокоиться о победе или поражении, работайте над улучшением самого себя.
Избегайте занятий в одиночестве
Действительно в Кендо требуется и определенная степень самостоятельной работы. Но все же, если вы будете заниматься отдельно и следовать своим собственным желаниям, то если у вас имеется какой-то природный талант, он неизбежно зачахнет так и не распустившись. Чтобы расцвел бутон ваших природных дарований необходимо оттачивать технику и дух под руководством хорошего инструктора. Первоклассного Кендо, как в техническом, так и в духовном плане, невозможно достичь при самостоятельных занятиях. Старые мастера меча росли, учась на слабостях и перенимая сильные стороны своих предшественников. Так и для того, чтобы заниматься Кендо, необходимо иметь учителя и наблюдать его поведение в Додзе и в повседневной жизни.
Щугио
Щугио - традиционный метод обучения - уже не часто встречается в мире Кендо. Щугио подразумевает традицию по которой ученик, получив разрешение, селится дома у мастера и живет там в течение определенного времени. Это вовсе необязательно означает, что у него становится больше времени для кейко: наоборот, большая часть времени уходит на выполнение разного рода работы по дому, например, на стирку и уборку. Однако у ученика появляется очень хорошая возможность наблюдать за тем, как мастер обучает других, что является лучшей возможной подготовкой. Наблюдая за наставником и слушая его объяснения, он приобретает бесценный опыт, как в техническом, так и в теоретическом и методическом отношении. Следуя ежедневному ритму жизни мастера, ученик приобретает его манеру и понимание Кендо, а также перенимает его отношение к искусству. Если вдуматься в масштаб влияния, которое оказывается на ученика, то можно понять насколько нелегко положение мастера.
В наше время лишь очень немногие кендоисты живут с мастером, большинство ограничивается лишь посещением близлежащего Додзе. Однако и в таком случае преподаватель не должен забывать, что постоянно находится под наблюдением учеников. Молодые люди подобны семенам, которым предстоит взойти и созреть. Однако будущий урожай напрямую зависит от качества посева, поэтому понятно почему так важен метод преподавания.
Следуйте за старшими
В Кендо часто говорят, что во время кейко нужно "следовать за старшими".
"Старший" - это мастер, инструктор, опытный ученик или просто более понимающий кендоист. При наличии у него необходимых качеств, "старший" может даже быть младше вас. "Следовать" означает оказывать этому человеку уважение и учиться у него с открытым умом. Если у вас будет прямое, открытое и уважительное отношение к "старшим", то вы в конце концов сможете достичь их уровня. Вот что подразумевается под словами "следовать за старшими". Надо стремиться к идеалам кого-то, кто лучше вас и кто являет собою достойный пример для подражания.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
Эта пословица есть, пожалуй, у всех народов. Другими словами, если вас одолевает алчность, и вы пытаетесь получить две вещи сразу, то не получите ничего. Так же и в Кендо. Чтобы одолеть первую ступень Кендо, когда все кажется очень сложным и затем постепенно расти, вам потребуются упорство и самоотдача. Чтобы достичь чего-то великого, требуется поставить на кон всю свою жизнь. Это требует большой личности. Все это великолепно отражает следующая пословица: "Одна дорога ведет к тысячам свершений".
К сожалению, многим кажется, что трава зеленее на другом холме. Многие люди не в состоянии успокоиться и расслабиться с тем, чтобы целеустремленно следовать в правильном направлении. Нет ничего сложнее, чем полностью сосредоточиться на одной цели, не давая ничему отвлечь себя.
Но надо сказать, что в Кендо, даже достигнув возраста 70 - 80 лет, никогда нельзя почивать на лаврах. В Кендо всегда есть резерв для новых свершений, есть новые горизонты к которым можно стремиться. Главное здесь - создать в себе внутренний резерв, который никогда не иссякнет. Другими словами, важно следить, чтобы ваша воля к занятиям Кендо не ослабевала, и чтобы вы постоянно стремились к росту.
Недавно появилась тенденция к более широкому подходу, к диверсификации нежели чем к специализации. Остерегайтесь этого и не пытайтесь быть мастером на все руки. Помните: за двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Четкая и точная работа во время кейко
Крайне редко случается, что фехтовальщики показывают себя лучше на соревнованиях, чем во время обычных кейко. Более того, многие выступают даже хуже своего обычного уровня из-за нервозности. Таким образом, важно правильно заниматься во время обычных кейко, чтобы не выйти из колеи на соревнованиях.
Это означает, что нужно постоянно стремиться к тому, чтобы первому нанести четкий удар без излишних, пустых движений. Также надо постоянно быть настороже к противнику. То есть, каждое кейко должно полностью проходить в пике внимания.
Уборка тоже часть кейко
Тщательная уборка места, где вы тренируетесь, очень важна по нескольким причинам. Она хорошо укрепляет мышцы ног и спины и помогает войти в правильное состояние духа. Так как кендоисты занимаются босиком, очень важно чтобы на полу не было ничего, что может поранить ноги (например, осколки синая). Кроме того, если на полу грязь и пыль, то все это будет вдыхаться фехтовальщиками во время кейко.
Занятия в большом Додзе
Кейко можно проводить по разному, в зависимости от размеров Додзе. В маленьком зале возможно практиковать только нидан-ваза (техники с двумя шагами) и сандан-ваза (с тремя шагами), иначе грозит столкновение со стеной. То есть невозможно практиковать рензоку-ваза (непрерывные атаки). Один из способов практиковать аси-сабаки (передвижения) в маленьком Додзе - это непрерывно делать сури-аси на расстоянии в примерно 20 метров. Для этого можно положить синай за спину, удерживая его изгибом локтей свободно висящих рук. Смотреть следует прямо перед собой, грудь выпятить, следя за тем, чтобы тело не наклонялось вперед.
Рензоку-ваза также отрабатывается с "тенью", т.е. с воображаемым противником. Для этого все выстраиваются в ряд и одновременно делают рензоку-мен или рензоку-котэ. Здесь важно следить, чтобы левая нога не заступала вперед во время фуми-коми-аси. Нельзя закрепощаться, потому что тогда ваш замах естественным образом станет меньше. А этого следует избегать, проводя ровный широкий замах прямо над головой во время каждого удара.
Муща Щугио
Термин "муща щугио" несколько устарел, потому что относился к обычаю периода Эдо (1603-1868), согласно которому самураи, изучающие Воинские Искусства ходили по стране занимаясь в различных Додзе, дабы усовершенствовать свои навыки. В наше время такое тоже случается, но этим термином уже не пользуются.
Если вы будете постоянно работать с одними и теми же партнерами, то уровень вашей мобилизованности неизбежно понизится и кейко утратит свою свежесть. Когда такое происходит, можно внести новизну и значительно оживить свою практику Кендо, отправившись заниматься в другое место, или даже в совершенно другой регион. Например, летом можно поехать в район со значительно более жарким климатом чем у вас, а зимой - в район с более холодным климатом, таким образом вы ставите перед собой все новые испытания. Однако преодолев их, вы очень укрепите свое чувство уверенности в себе. Занимаясь таким образом снова и снова вы очень усилите свой Воинский Дух. И, наконец, такой опыт обогатит и усовершенствует вас как личность.
Муща щугио - очень положительная традиция, несущая громадную пользу.
Приложение I. Фуми-коми-аси.
Фуми-коми-аси - название атакующего шага с ударом правой ступней о пол. Неправильное исполнение этого движения всегда вызывает болезненные ушибы, потому что в момент соприкосновения пола и подошвы правой ступни генерируется громадная сила. Сила фуми-коми-аси является важным фактором, прямо влияющим на силу удара синаем, на правильность осанки и на восстановление баланса после атаки.
Хотя сейчас многие Додзе оснащены полами на пружинах, часто случаются трав